Отличные песни и гибель не страшна
15-ый студийный альбом Рика Спрингфилда с претенциозным и многообещающим названием «Песни конца света» на первый взгляд производит двоякое впечатление. Обыгрываемая в названии и годе выхода альбома тема календаря Майя сама по себе призывает к чему-то апокалиптически-возвышенному, оперному, в духе Muse, и, как минимум, – к некой концептуальности повествования.
Ничего этого на альбоме искушённый слушатель не найдёт. Но это не повод ставить крест на не менее интересной, но по другим соображениям, работе. Безусловно, некая повествовательная канва присутствует – в той или иной степени почти все песни на альбоме затрагивают определённые пограничные состояния многогранного чувства любви, а также отношений. Вероятно, возведение чувств в абсолютные значения в данном случае губительно для обычного мира, но в то же время способно открыть новые измерения, на что и нацелена музыка вообще и в частности. Судя по всему, в этом и состояла задумка автора, который, находя погибель, обретает (или сохраняет, несмотря ни на что), надежду. Что характерно, альбом здесь преломляется надвое и на стороне Армагеддона выступает лирика, а на стороне воскресающей бытие Надежды – музыкальная составляющая. Песни при этом цепляют слух практически с первого же раза, мелодические хуки разбросаны по всему диску, а внутреннее напряжение альбома по мере прослушивания возрастает, достигая апогея в таких песнях, как My Last Heartbeat, I Found You и Depravity.
Пожалуй, одним из самых ярких (с точки зрения музыкальной и лирической составляющих) образцов проявления этой парадоксальной дихотомии выступает стадионная Our Ship’s Sinking, в которой дело утопающих в руках самих утопающих, чем и занят автор, попутно пытаясь объяснить возлюбленной:
«don’t start thinking you’re going anywhere,
сause I’m not ready to let you go».
Речь идёт о явной проблеме в отношениях, зашедших в тупик, но музыкальное сопровождение и вокальное исполнение таково, что поневоле веришь этому не отчаивающемуся мужчине.
В открывающей альбом стремительно разгоняющейся Wide Awake и появляется, по всей видимости, наш лирический герой (представляется, что он един на протяжении пластинки), пробуждаясь под влиянием своей музы, мучаясь в противоречиях, но продвигаясь вперёд (Trying to wake up from this nightmare screaming, You showed me my mistake).
Будь то незамысловатая, но довольно рок-н-рольная и самокопательная I Hate Myself или откровенно балладная You&Me, посылы и метания главного героя адресованы одновременно и самому себе, и любовному идиллическому союзу. Некоторым особняком, но только на первый взгляд, выступает Gabriel, с её явной религиозной направленностью (не в надежде ли на благую весть поёт Спрингфилд эти строчки: «Oh, Gabriel, I can hear you whispering…») – всё же с приближением конца дней шансы прибегнуть к вере повышаются.
Есть и обращение к внеземным нациям (A Sign of Life), может быть, опять же, к особи женского пола, причём если рассматривать данную композицию как центральную на альбоме, то по музыкальной начинке она претендует, пожалуй, на самую сильную по композиционной составляющей (вступление, куплет, разгон, припевный удар и далее в том же духе).
Впрочем, рядом с ней, руководствуясь теми же соображениями и практически не сомневаясь, можно поставить и Joshua, отличающуюся меньшей броскостью и большей мягкостью в подаче, но сделанную по тем же канонам жанра.
Также отдельного упоминания заслуживают My Last Heartbeat – пример чётко продуманной рок-песни, сочетающей тревожно-напряжённую стремительность куплетов со словно выстреливающей в слушателя гитарой и эпичные припевы, под которые так и представляешь героя, преодолевающего пустынный город вечных огней, о котором он поёт; и действительно апокалиптично-атмосферная I Found You – тёмная баллада, пожалуй, лучшая в этом качестве на альбоме (с припевом в духе аналогичной грани творчества Alter Bridge, особенно если утяжелить звучание до определённой степени).
Венчает пластинку обманчиво-ускоряющаяся One Way Street – композиция в лучших традициях Брюса Спрингстина и его E Street Band, в которой, судя по всему, происходит некая попытка обобщения одной из сквозным тем альбома – непонимания между людьми и надежды на его преодоление (…hope and praying it’s true that love is never a one way street).
На выходе получаем довольно крепкую, не выходящую за рамки жанра, но при этом разноплановую, мелодически и технически отточенную работу, сделанную с душой и тематическим азартом. Альбом, несмотря на уже упомянутое отсутствие концептуальности и идейной оригинальности, звучит цельно, не проседая от начала и до конца и лишь сбавляя обороты там, где этого требует логика поп-рок пластинки.
Подытоживая, могу заметить, что если даже к «Песням конца света» не обращаться в соответствии с обозначенным автором для них предназначением, то уж слушать и переслушивать их в продолжение праздника жизни будет точно приятным времяпровождением.
Оценка: 4/5
Источник изображений: www.discogs.com