Найти тему
Когда ты копирайтер

Конфликт с заказчиком: как фрилансеру действовать конструктивно и сохранить репутацию

Оглавление

Конфликт с заказчиком — одна из неизбежных сторон работы фрилансера. Только в идеальном мире все клиенты полностью довольны услугами, а исполнители не косячат. Давайте поймем, как фрилансеру вести себя в конфликтной ситуации. Уж лучше заранее изучить стратегии поведения, чем потом терять лицо.

Причины конфликтов с заказчиками

В конечном счете, большинство конфликтных ситуаций с заказчиком возникают вне зависимости от нашего поведения. Вот 4 примера.

Система

В любой сфере бизнеса присутствует брак, человеческий фактор, форс-мажоры. На эти обстоятельства мы повлиять не в силах, поэтому остается смириться. Рекламации были и будут всегда, причем их количество прямо пропорционально росту продаж.

ПН-ВТ-СР-ЧТ-ПТ-СБ-ВС — день тяжелый

Любой человек подвержен эмоциям. Если клиент встал не с той ноги или клиентка с утра сломала ноготь — не удивительно, что вы просто попались под горячую руку.

Стоит ли сразу ощетиниваться? А вдруг у человека что-то более серьезное? Не дай бог, проблемы со здоровьем или еще хуже. Чтобы не сорваться, давайте помнить об этом при встрече с негативно настроенным клиентом.

Баба-Яга против

Есть категория людей, которые, в принципе, смотрят на мир негативно. Здесь, как говорится, вылечить нельзя — в морг.

При всех стараниях мы не можем повлиять на таких людей, ибо они привыкли во всем искать гадости, и при любой же возможности изливают ушат помоев на первого попавшегося.

Манипуляторы

Самая противная история — люди, которые действуют абсолютно осознанно. Отдельные граждане или даже целые компании намеренно выбирают стратегию «наезда» с целью получения выгоды. Сложно научиться распознавать таких ушлых лиц с первых секунд. Это приходит с опытом.

С обобщающими конфликтными ситуациями мы познакомились. Но за каждой из них стоят конкретные люди. Давайте углубляться дальше — рассмотрим типы характеров, с которыми чаще всего приходится сталкиваться.

Типы сложных клиентов

Будучи фрилансером, я на собственном опыте сформулировал 6 категорий конфликтных клиентов.

  1. Хамы. Такие люди, как правило, многого не добились и самоутверждаются путем унижения окружающих. Единственно верный метод действия с ними — игнорирование. Не играйте по правилам, которые вам навязывают. Хамло будет обезоружено, если в ответ на оскорбления вы с улыбкой скажите «спасибо» за высказанное мнение.
  2. Упрямые. Эти товарищи глубоко убеждены в собственной правоте и даже не допускают мысли об обратном. До последнего настаивают на своем и не умеют слушать других. Лучше всего не доказывать свою точку зрения, а спросить, какие пути оппонент готов предложить для изменения его мнения.
  3. Нерешительные. Конфликтные клиенты, которые абсолютно не понимают, чего хотят, зато точно уверены, чего НЕ хотят. Приходится предлагать по 20 вариантов, пока найдутся точки соприкосновения.
  4. Недоверчивые. Сомневаются во всем, что бы вы ни предложили. Подолгу принимают решения и, как правило, только после многократных подталкиваний с вашей стороны. Надо потратить немало времени, чтобы добиться доверия и наладить продуктивное сотрудничество.
  5. Нетерпеливые. Им все надо сделать вчера. Каждую минуту сваливают на фрилансера кучу новых жалоб, торопят, справляются о ходе работы. Рекомендую сразу четко вытребовать, что ему конкретно надо, и как можно быстрее это предоставить.
  6. Вспыльчивые. Крикливые граждане, которые пресекают любые возражения и слышат только себя. Но, как спички, быстро сгорают. Поэтому, пока вспышка гнева не угаснет, вместо спора поддакивайте. Потом они сами же идут на диалог.

Бывают комбинированные типы людей, которым в той или иной степени присущи несколько из описанных характеристик. С ними, соответственно, и работать придется комплексно.

Например, у меня был один клиент, которому требовался текст в блог о достопримечательностях. Переговоры шли недели две, и он никак не мог определиться, о каких конкретно достопримечательностях нужна статья. Чего я только не предлагал. Но все идеи отвергались в хамской форме: это для дебилов, это банально, а это слишком сложно. Но мое профессиональное самолюбие было задето и, в конце концов, я написал-таки статью. Правда, от дальнейшего сотрудничества с ним отказался.

Как фрилансеру предупредить возникновение конфликта с заказчиком

Я использую 5 методов предупреждения конфликтных ситуаций с клиентом. Благодаря им удается предотвратить около 90% столкновений.

Как известно, лучший бой — тот, которого удалось избежать. Поэтому целесообразно действовать, придерживаясь следующих принципов.

Не работаем с неадекватными людьми

Можно спокойно работать с заказчиком, чье поведение не вызывает сомнений в его психическом здоровье. Другое дело, если человек с первых диалогов ведет себя фамильярно, предъявляет массу нелепых требований, не способен излагать мысли логично и т. д. Скорее всего, вы просто зря потратите время.

И да, доверяйте первому впечатлению. Если человек сразу не понравился, не связывайтесь с ним в надежде, что все наладится. Не наладится.

Только четкое ТЗ

Многие конфликтные ситуации с заказчиками возникают на стадии сдачи материала. Выясняется, что автор не учел какие-то требования, коих изначально не было и в помине.

Чтобы избежать подобных неприятностей, требуйте внятного технического задания. Хорошо, когда заказчик сам может дать точное ТЗ. Но это бывает не всегда, особенно если клиент – владелец бизнеса, не разбирающийся в райтерских тонкостях.

Ваша задача — самому позаботиться о создании точного задания. Для этого я следую, и вам рекомендую, 2 правилам:

  • если у клиента нет ТЗ, требую заполнять бриф;
  • никогда не согласовываю ТЗ по телефону.

Чтобы заставить клиента потратить драгоценное время на заполнение брифа, объясните, что это в его же интересах. Мотивируйте тем, что так вы сможете написать более сильный текст. Отмазки из разряда «я не знаю, как заполнять» парируются еще проще – донесите до заказчика, что никто не знает его бизнес лучше, чем он сам.

Почему я против телефонных согласований? В разговоре сказать можно много, но еще легче многое забыть. Не важно, что клиенту проще говорить, чем писать. Даже в этом случае старайтесь все законспектировать и отправить на утверждение уже записанные буквами требования.

Объясните клиенту, что так вы ничего не упустите и не забудете в процессе работы над текстом. Наконец, в спорной ситуации у вас на руках всегда будут зафиксированные доказательства, что работа выполнена по ТЗ.

На первом месте интересы заказчика

Важно искренне учитывать интересы заказчика. Не делать вид, а честно стараться. Раз уж взялся за работу, будь добр выполнить ее как положено. Если клиент адекватный, он это обязательно увидит и даже в спорных ситуациях поймет, что вы действуете не из шкурных интересов, а во благо заказчика.

В итоге такой подход сработает вам на пользу — вас начнут рекомендовать, как добросовестного ответственного автора, клиенты будут обращаться повторно.

Спокойно относимся к критике

Выше мы говорили о типах сложных клиентов. Но ведь подобные черты характера присущи всем людям, в том числе и фрилансерам. И надо уметь контролировать себя.

Если в конфликтной ситуации вы не согласны с мнением клиента, не впадайте в агрессию, не хамите и не мямлите. Спокойно обозначьте свою позицию и приведите четкие аргументы в ее пользу. Если клиент адекватен, он поймет свою неправоту. А, возможно, его точка зрения имеет право на существование, и вы вместе найдете золотую середину. Ведь всякая конструктивная критика помогает делать работу лучше.

Не используем стоп-слова

Следите за тем, что говорите. Приведу основные стоп-слова, которые не сулят ничего, кроме накала страстей.

  • Вы ошибаетесь/вы не правы/вы что-то путаете/вы врете. Не надо говорить клиенту, что он в чем-то не прав. Вместо этого просто выскажите свой взгляд на ситуацию.
  • Вы должны/вы обязаны. Никто вам ничего не должен. Но и вы никому не должны. Поэтому не надо перекладывать ответственность на клиента. Стремитесь вести конструктивное обсуждение работы и ищите решения.
  • Что вы хотели за такие деньги? Не нравится — ищите другого автора. Если взялись за дело, трудитесь на совесть независимо от суммы гонорара. В конце концов, вы выполните достойную работу, которую не стыдно будет разместить в портфолио.
  • Я не знаю/решайте сами. Это выдает непрофессионала. Лучше предлагайте варианты решения задачи. Проще всего сказать «Не знаю». Но за что в таком случае вы хотите получить деньги?

Как действовать фрилансеру, если конфликт с клиентом уже разгорелся

Если не удалось избежать конфликта с заказчиком, придется его улаживать. При этом уже не важно, кто виноват. Вопрос — что делать. Для разрешения спорных ситуаций предлагаю проверенную схему.

  1. До конца выслушайте. Ругающийся человек не способен услышать даже самые весомые доводы. Дайте человеку выпустить пар. Если это разговор вживую, не делайте виноватый вид, не прячьте глаза, но и не улыбайтесь, как дурак. Не стоит пытаться успокоить оппонента, это еще сильнее раззадоривает. Спокойно, уверенно глядя в глаза клиенту, дождитесь, пока он выговорится.
  2. Не психуйте. Не позволяйте эмоциям взять верх, даже если клиент ведет себя крайне вызывающе и переходит на личности. Если вы позволите себе впасть в панику и агрессию, это выдаст ваш низкий профессионализм.
  3. Извинитесь. Если понимаете, что, действительно, накосячили, не переводите стрелки. Лучше признать свою вину и объяснить, почему так вышло. Не придумывать отмазки, а честно все сказать и предложить варианты исправления оплошности. Если же виноват клиент — извиняться нельзя. Вместо этого покажите, что сочувствуете и клиенту и сложившейся ситуации.
  4. Поймите суть проблемы. Этот пункт актуален, когда клиент излагает претензии сумбурно. Постарайтесь систематизировать все сказанное, задайте уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я понял, что...?». Если же заказчик говорит внятно, не стоит уточнять. Это излишне и похоже на издевательство.
  5. Объясните, что действуете в интересах клиента. Когда критика со стороны заказчика неуместна, отстаивайте свою позицию. Но без грубости. Вместо слов «Вы не правы, это бред...» постарайтесь объяснить, что сделали именно так, а не иначе исключительно в интересах клиента.
  6. Приведите сильные аргументы. В качестве весомых аргументов используйте сторонние примеры, статистику, авторитетные мнения, общепринятые стандарты. Чаще всего разногласия возникают из-за банального недопонимания сути — достаточно внятно обрисовать ситуацию. У меня был клиент, который увидел прототип лендинга и решил, что это набросок дизайна. Естественно, вскипел. Но я вовремя объяснил, что к чему, и проблема исчезла. А другой захотел нагнать клиентов из контекстной рекламы на промышленное спецоборудование. Пришлось долго доказывать, что такие товары в поиске не ищут, топить за КП. Но в итоге все срослось, и я получил неплохой гонорар.
  7. Предложите решение. Помните, клиент ждет от вас конкретных действий. Не затягивайте и предлагайте варианты решения проблемы, пока у заказчика не сформировалось окончательное мнение о вас, как об аферисте. Если вы понимаете, что не в силах предложить конкретное решение конкретной проблемы, так и скажите. По возможности порекомендуйте другого специалиста, который мог бы помочь клиенту.

Нельзя полностью избежать конфликтов с клиентами. В реальности приходится постоянно искать выходы из сложных ситуаций. При этом невозможно подогнать действия под какой-то один шаблон. Сколько людей — столько и вариантов. В наших силах лишь взять на вооружение общие принципы и научиться думать в правильном направлении, чтобы не совершать ошибок в ущерб своей репутации и доходу.