Найти тему
Записки о Москве

Когда и почему исчезли трамваи с запада Москвы

Сейчас уже трудно себе представить, что когда-то вдоль Кутузовского проспекта ходили трамваи. Да и не только вдоль проспекта, но и пересекали его в районе станции метро "Кутузовская".

1959 год. Трамвай №31 едет вдоль Можайского шоссе (ныне Кутузовский проспект)
1959 год. Трамвай №31 едет вдоль Можайского шоссе (ныне Кутузовский проспект)

30-е годы

Бурное развитие трамвайных линий происходило в Москве в 30-х годах. Границы города расширялись, а с ними расширялась и сеть трамвайных линий. До самого западного района Москвы Кунцево трамваи так и не доехали, потому что Кунцево присоединили к Москве только в 1960 году.

А вот Фили включили в состав Москвы в 1931 году, и там функционировала трамвайная линия почти тридцать лет. Первые трамваи стали ходить в Фили в 1932 году.

Трамвайный разворотный круг сделали там, где позднее была конечная троллейбуса №39 и автобусов №116 и №132.

1959 год. Конечная остановка Фили. Разворотный круг трамваев
1959 год. Конечная остановка Фили. Разворотный круг трамваев

Жители недавно присоединённого района Москвы получили возможность пользоваться сразу двумя трамвайными маршрутами (№31 и №42).

Маршрут №42, до этого ходивший от Нижних Котлов до Смоленского рынка, продлили до Филей. Также до Филей продлили маршрут №31, ходивший до этого от Курского вокзала до Кутузовской слободы.

К сожалению, карты Москвы с городским транспортом того времени у меня нет, поэтому предлагаю вашему вниманию фрагмент карты 1959 года.

Карта городского транспорта Москвы 1959 года с сайта retromap.ru
Карта городского транспорта Москвы 1959 года с сайта retromap.ru

Спустя три года добавился маршрут №30, который стал ходить от Филей до площади Журавлёва.

1959 год. Трамвай №30 пересекает Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект)
1959 год. Трамвай №30 пересекает Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект)

Маршруты у этих трёх трамваев периодически менялись.

Например №30 с 1944 года стал ходить всего лишь до Киевского вокзала. Зато у трамвая №42 маршрут удлинился до МГУ.

Маршрут №31 с восточного направления переметнулся на северное. Вместо Курского вокзал стал ходить к стадиону Юных пионеров.

Трамвай №31 на Фильском шоссе (ныне улица Барклая)
Трамвай №31 на Фильском шоссе (ныне улица Барклая)

50-60 годы

В 50-60-е годы в Москве началось интенсивное строительство метро к окраинным районам города. Поддержка эксплуатации трамвайной сети в этих районах была признана нецелесообразной.

Трамвайная сеть в Москве начала угасать. Маршруты начали сокращаться по всей Москве, а трамвайные линии демонтироваться. Из филёвских маршрутов первым пострадал №42. Он был отменён в 1957 году. В 1961 году был отменён трамвай №30, а в конце 1962 года отменили №31.

Трамвайные пути на западе Москвы исчезли в ноябре 1962 года.

1959 год. Трамвай №31 пересекает Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект)
1959 год. Трамвай №31 пересекает Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект)

Таким образом, эпопея с трамвайным движением Москвы на западе города продолжалась ровно 30 лет с 1932 года по 1962 год.

Сегодня Кутузовский проспект стал одной из самых оживлённых улиц Москвы, да к тому же практически бессветофорной. Представить на нём движение трамваев уже невозможно.