Сейчас уже трудно себе представить, что когда-то вдоль Кутузовского проспекта ходили трамваи. Да и не только вдоль проспекта, но и пересекали его в районе станции метро "Кутузовская".
30-е годы
Бурное развитие трамвайных линий происходило в Москве в 30-х годах. Границы города расширялись, а с ними расширялась и сеть трамвайных линий. До самого западного района Москвы Кунцево трамваи так и не доехали, потому что Кунцево присоединили к Москве только в 1960 году.
А вот Фили включили в состав Москвы в 1931 году, и там функционировала трамвайная линия почти тридцать лет. Первые трамваи стали ходить в Фили в 1932 году.
Трамвайный разворотный круг сделали там, где позднее была конечная троллейбуса №39 и автобусов №116 и №132.
Жители недавно присоединённого района Москвы получили возможность пользоваться сразу двумя трамвайными маршрутами (№31 и №42).
Маршрут №42, до этого ходивший от Нижних Котлов до Смоленского рынка, продлили до Филей. Также до Филей продлили маршрут №31, ходивший до этого от Курского вокзала до Кутузовской слободы.
К сожалению, карты Москвы с городским транспортом того времени у меня нет, поэтому предлагаю вашему вниманию фрагмент карты 1959 года.
Спустя три года добавился маршрут №30, который стал ходить от Филей до площади Журавлёва.
Маршруты у этих трёх трамваев периодически менялись.
Например №30 с 1944 года стал ходить всего лишь до Киевского вокзала. Зато у трамвая №42 маршрут удлинился до МГУ.
Маршрут №31 с восточного направления переметнулся на северное. Вместо Курского вокзал стал ходить к стадиону Юных пионеров.
50-60 годы
В 50-60-е годы в Москве началось интенсивное строительство метро к окраинным районам города. Поддержка эксплуатации трамвайной сети в этих районах была признана нецелесообразной.
Трамвайная сеть в Москве начала угасать. Маршруты начали сокращаться по всей Москве, а трамвайные линии демонтироваться. Из филёвских маршрутов первым пострадал №42. Он был отменён в 1957 году. В 1961 году был отменён трамвай №30, а в конце 1962 года отменили №31.
Трамвайные пути на западе Москвы исчезли в ноябре 1962 года.
Таким образом, эпопея с трамвайным движением Москвы на западе города продолжалась ровно 30 лет с 1932 года по 1962 год.
Сегодня Кутузовский проспект стал одной из самых оживлённых улиц Москвы, да к тому же практически бессветофорной. Представить на нём движение трамваев уже невозможно.