В прошлой статье мы разбирали как использовать показатель P/E для принятия инвестиционных решений. Показатель исключительно простой и понятный. Однако в простоте кроется подвох. Очевидно, что если бы инвесторы, поделив капитализацию компании на ее прибыль могли сразу принять качественное инвестиционное решение, то для работы на фондовом рынке в качестве аналитиков можно было бы нанимать детей сразу после окончания начальной школы. Подвох есть и не один. Давайте разбираться.
1) Фондовый рынок живет ожиданиями. Поэтому важно не только и не столько то, что было раньше. Намного большее значение имеет то, что будет. Соответственно, для расчета и оценки показателя P/E важно не то, сколько компания заработала в прошлом году, важны прогнозы прибыли на текущий и будущий годы. Возьмем для примера банковскую отрасль. В 2021 году банки заработали 2,4 трлн. рублей (рекордный показатель за всю историю). В 2022 году банковский сектор из-за санкций заработал 203 млрд. рублей (почти в 12 раз меньше). Простой экстраполяцией цифр далеко не всегда можно предсказать тенденции в отрасли и будущие показатели прибыли. Необходимо учитывать текущую ситуацию и сегодняшние реалии. Ниже представлен пример Сбербанка, где четко видно, что в 2021 году было бы сложно спрогнозировать прибыль 2022 года, а в 2022 году не очень очевиден прогноз на 2023 г.
2) Не вся информация доступна. В 2022 году большей части публичных компаний разрешили не показывать отчетность. Это вылилось в дефицит информации и невозможности принимать адекватные решения. Например, наиболее крупные металлургические компании (НЛМК и Северсталь) по состоянию на сентябрь 2023 г. так и не опубликовали консолидированную финансовую отчетность за 2022 г. и за 6 месяцев 2023 г. В такой ситуации оценивать прошлые показатели и строить прогноз можно только на основании экспертных оценок.
3) Не вся прибыль распределяется в пользу инвестора. Как правило компании распределяют только часть чистой прибыли в виде дивидендов (чаще до 50%). Поэтому, если компания распределяет только 50% при P/E = 3,5, вложения окупаются не за 3,5 лет, а только за 7. Ниже представлен график доли выплат дивидендов в сумме общей прибыли. Из графика видно, что компания Роснефть с 2010 года последовательно наращивает долю выплачиваемых дивидендов.
4) Величина показателя зависит от отрасли. Предприятия различных отраслей сильно различаются в части исторических величин P/E. Хрестоматийный пример – ИТ компании, которые традиционно имеют очень высокий показатель P/E. Это связано с тем, что инвесторы ожидают высокие темпы роста данного рынка в ближайшие годы, поэтому оценивают компании данного сектора более радужно, чем другие. Показатели ниже можно сравнить с показателями P/E металлургических компаний в предыдущей статье (от 3,5-4,8 в 2021-2023 гг).
Ну и последний, но от этого не менее важный аргумент в пользу ограниченности P/E - игроки на рынке подвержены эмоциям. На рынке торгуют люди (хотя, уже и не только😆). Люди эмоциональны. Поэтому в моменты эйфории они покупают и толкают цену рынка неоправданно вверх (выше справедливых оценок, которые обоснованы фундаментальным анализом). В моменты кризиса в панике продают. Тогда цена уходит «в пол».
Какой из этого можно сделать вывод? Прочитав всю приведенную выше аргументацию, может сложиться впечатление, что анализировать фундаментал компаний бесполезно: слишком много прочих факторов влияет на цену помимо экономики (от эмоций и до форсмажера). Но это не так. Во всяком случае я не придерживаюсь такого мнения.
Я представляю собой цену в виде маятника, который колеблется вокруг какой-то точки равновесия. Маятник может отклоняться в ту или иную сторону от этой точки в разный момент времени под действием прочих факторов, но, в итоге, всегда в нее приходит рано или поздно.