Впервые и чаще всего проблемы с обработкой сенсорной информации выявляются в раннем возрасте, когда родители замечают у своих детей непереносимость шума или яркого света, одежды или обуви, которые могут раздражать, что приводит к постоянным попыткам избавиться от всего этого.
Также отмечается неуклюжесть в ходьбе и трудности при подъёме по лестнице, сложности в мелкой моторике, например, застёгивание пуговиц, молнии, либо использование карандашей.
Но больше всего настораживает родителей, если их дети:
✔️плачут и кричат при загрязнении одежды
✔️устраивают истерику при попытке их одеть в одежду
✔️имеют чрезмерно высокий или низкий болевой порог
✔️постоянно врезаются в стены, предметы и даже людей
✔️пытаются скушать или едят несъедобные предметы: краски, пластилин, карандаши
✔️отсутствует чувство страха в опасных ситуациях.
Вышеописанные и другие нетипичные формы поведения могут быть показателями проблем с сенсорной интеграцией - это сложности в обработке входящей информации от наших органов чувств в отделах головного мозга. К сожалению, сенсорная дезинтеграция не признается в мире как отдельное самостоятельное заболевание и не вносится психиатрами в реестр под уникальным шифром. Все признаки сенсорных нарушений, в настоящее время, относятся к симптомам аутизма, сдвг или зпр.
Что чаще замечают родители по мимо всего у своих детей, так это странное поведение и резкие перепады настроения, в лучшем случае необычные, в худшем - опасные. Необъяснимый, радикальный сдвиг в поведении ребёнка связан с реакцией на резкие изменения в окружающей среде. Например,
малыш прекрасно себя чувствует в домашней тихой обстановке, но стоит вывести его в торговый центр, переполненный визуальной, слуховой и обонятельной стимуляцией, у него проявляются прямые триггеры для возникновения сильной истерики (мелтдаун), что приводит в ужас родителей и окружающих.
Вспышки гнева у таких детей настолько интенсивны и продолжительны, что их уже невозможно остановить. Если они начались, то просто проигнорировать не получиться.
Другими проявлениями на сенсорную перегрузку являются "бегство" или "нападение'. Например, ребёнок резко выбегает с детской площадки на проезжую часть, не обращая внимание на опасность. Это будет являться красным флажком, указывающий на раздражитель из окружающей среды, что сильно встревожило его по сенсорным ощущениям и он пытался убежать от этого. Или ребёнок может проявить агрессию (нападение). В этот момент у него срабатывает паническая атака.
Также, общеизвестный факт, сенсорные дети очень любят воду, так как, на основе одной теории, она дает им ту информацию ощущений, в которой они сильно нуждаются. В связи с этим родителям необходимо быть очень бдительными рядом с водой и не упускать своих детей из виду, не оставлять одних, ставить безопасные замки на двери в жилых помещениях, иначе все может закончиться весьма печально. Ведь саморегуляция в раннем детском возрасте еще толком не сформирована, поэтому понимание безопасности ими не осознается в полной мере.
Сенсорные особенности делятся на гиперчувствительность (повышенная чувствительность) и гипочувствительность (недостаточная чувствительность). Трудности с обработкой сенсорной информации впервые были выявлены и описаны эрготерапевтом А. Джин Айрес. В 1970-х годах Айрес выдвинула теорию о том, что мозг некоторых людей не может воспринимать все то, что большинством понимается самим собой разумеющимся: правильно обрабатывать всю информацию, поступающую через восемь, а не традиционные пять, органов чувств, для получения четкой картинки происходящего как во внешнем окружающем мире, так и во внутреннем.
Наряду с осязанием, слухом, вкусом, обонянием и зрением, еще существуют "внутренние" чувства осознания тела (проприоцепция), движения (вестибулярная) и органов (висцероцепция). Когда наш мозг не в состоянии адекватно синтезировать всю эту информацию, наступающую одновременно с противоречивыми сигналами, возникает эффект "пробки" в голове и человек не знает, как в этом разобраться.
👉 Рассмотрим кратко эти три дополнительных системы:
1) Проприоцептивная - рецепторы данной системы расположены в суставах и связках, что позволяет контролировать движения и положение. Они сообщают мозгу, где находится тело по отношению к другим объектам и как надо двигаться.
Дети с пониженной чувствительностью находятся в постоянном поиске этих ощущений, поэтому они так любят прыгать, испытывать физическое давление на тело (объятия, утяжелённое одеяло) и натыкаться на других людей (толкания).
Если дети гиперчувствительны, то им сложно понять, где находится их тело по отношению к другим объектам, в связи с этим они выглядят неуклюжими. Также им трудно контролировать силу нажатия, что приводит к порче бумаги при занятиях письму или рисованию.
2) Вестибулярная - рецепторы этой системы расположены во внутреннем ухе, которые оповещают мозгу, где находится человек в пространстве при движениях и положении головы. Это относится и к ключевым элементам как баланса, так и координации.
Вестибулярно гипочувствительные дети постоянно в движении; они любят вращаться, кружиться, качаться, прыгать на батуте.
А гиперчувствительные способны бояться тех действий или движений, которые требуют хорошего равновесия, в т.ч. лазания по игровому оборудованию, езды на велосипеде, балансирования на одной ноге с закрытыми глазами. Также могут показаться немного неуклюжими.
3) Висцеральная - рецепторы этой системы разбросаны по всем внутренним органам. Большинство ощущений обычно не чувствуются, кроме желудка, толстого кишечника, мочевого пузыря и половой системы. При нарушении в данной системе у детей часто встречаются проблемы с усвоением горшка, туалета, чувством голода и сытости, ощущениями переохлаждения или перегрева тела.
Все эти три вида относятся к подсистемам интероцептивной сенсорной системы - совокупность нервных и регуляторных структур внутри нашего организма.
Чтобы понять родителям и специалистам, есть ли у ребенка сенсорная дезинтеграция и в каких чувствах, созданы специальные опросники в данной области. Обычно тест разделен по возрасту, начиная с младенческого, и по системам в целом. Должно быть диагностировано в идеале все восемь сенсорных ощущений. На основании полученной информации, проводится анализ, в ходе которого выясняются проблемы, причины и тип чувствительности. Однако ситуация может усложняться тем, что дети бывают как избегателями, так и искателями одновременно - смешанный вид сенсорных расстройств.
Все эти неразберихи в сенсорных системах, неправильная обработка входящей информации, могут приносить немалое количество дискомфорта в ведении повседневной жизни ребёнка (взрослого тоже): нарушения сна, питания, активности, стрессоустойчивости, внимания, вплоть до задержки в развитии высших психических функций; ведь, если есть "палки в колесе", то оно не будет двигаться вперёд, либо очень плохо и с нехорошими последствиями. Поэтому так важна ранняя диагностика и корректное вмешательство.