Найти тему
СПЕКТР АУТИЗМА

🧩 ПРОБЛЕМЫ С ОБРАБОТКОЙ СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Впервые и чаще всего проблемы с обработкой сенсорной информации выявляются в раннем возрасте, когда родители замечают у своих детей непереносимость шума или яркого света, одежды или обуви, которые могут раздражать, что приводит к постоянным попыткам избавиться от всего этого. 

Также отмечается неуклюжесть в ходьбе и трудности при подъёме по лестнице, сложности в мелкой моторике, например, застёгивание пуговиц, молнии, либо использование карандашей. 

Но больше всего настораживает родителей, если их дети: 

✔️плачут и кричат при загрязнении одежды

✔️устраивают истерику при попытке их одеть в одежду

✔️имеют чрезмерно высокий или низкий болевой порог

✔️постоянно врезаются в стены, предметы и даже людей

✔️пытаются скушать или едят несъедобные предметы: краски, пластилин, карандаши

✔️отсутствует чувство страха в опасных ситуациях.

Вышеописанные и другие нетипичные формы поведения могут быть показателями проблем с сенсорной интеграцией - это сложности в обработке входящей информации от наших органов чувств в отделах головного мозга. К сожалению, сенсорная дезинтеграция не признается в мире как отдельное самостоятельное заболевание и не вносится психиатрами в реестр под уникальным шифром. Все признаки сенсорных нарушений, в настоящее время, относятся к симптомам аутизма, сдвг или зпр. 

Что чаще замечают родители по мимо всего у своих детей, так это странное поведение и резкие перепады настроения, в лучшем случае необычные, в худшем - опасные. Необъяснимый, радикальный сдвиг в поведении ребёнка связан с реакцией на резкие изменения в окружающей среде. Например, 

малыш прекрасно себя чувствует в домашней тихой обстановке, но стоит вывести его в торговый центр, переполненный визуальной, слуховой и обонятельной стимуляцией, у него проявляются прямые триггеры для возникновения сильной истерики (мелтдаун), что приводит в ужас родителей и окружающих.

Вспышки гнева у таких детей настолько интенсивны и продолжительны, что их уже невозможно остановить. Если они начались, то просто проигнорировать не получиться. 

Другими проявлениями на сенсорную перегрузку являются "бегство" или "нападение'. Например, ребёнок резко выбегает с детской площадки на проезжую часть, не обращая внимание на опасность. Это будет являться красным флажком, указывающий на раздражитель из окружающей среды, что сильно встревожило его по сенсорным ощущениям и он пытался убежать от этого. Или ребёнок может проявить агрессию (нападение). В этот момент у него срабатывает паническая атака. 

Также, общеизвестный факт, сенсорные дети очень любят воду, так как, на основе одной теории, она дает им ту информацию ощущений, в которой они сильно нуждаются. В связи с этим родителям необходимо быть очень бдительными рядом с водой и не упускать своих детей из виду, не оставлять одних, ставить безопасные замки на двери в жилых помещениях, иначе все может закончиться весьма печально. Ведь саморегуляция в раннем детском возрасте еще толком не сформирована, поэтому понимание безопасности ими не осознается в полной мере.

Сенсорные особенности делятся на гиперчувствительность (повышенная чувствительность) и гипочувствительность (недостаточная чувствительность). Трудности с обработкой сенсорной информации впервые были выявлены и описаны эрготерапевтом А. Джин Айрес. В 1970-х годах Айрес выдвинула теорию о том, что мозг некоторых людей не может воспринимать все то, что большинством понимается самим собой разумеющимся: правильно обрабатывать всю информацию, поступающую через восемь, а не традиционные пять, органов чувств, для получения четкой картинки происходящего как во внешнем окружающем мире, так и во внутреннем. 

Наряду с осязанием, слухом, вкусом, обонянием и зрением, еще существуют "внутренние" чувства осознания тела (проприоцепция), движения (вестибулярная) и органов (висцероцепция). Когда наш мозг не в состоянии адекватно синтезировать всю эту информацию, наступающую одновременно с противоречивыми сигналами, возникает эффект "пробки" в голове и человек не знает, как в этом разобраться. 

👉 Рассмотрим кратко эти три дополнительных системы:

1) Проприоцептивная - рецепторы данной системы расположены в суставах и связках, что позволяет контролировать движения и положение. Они сообщают мозгу, где находится тело по отношению к другим объектам и как надо двигаться.

Дети с пониженной чувствительностью находятся в постоянном поиске этих ощущений, поэтому они так любят прыгать, испытывать физическое давление на тело (объятия, утяжелённое одеяло) и натыкаться на других людей (толкания).

Если дети гиперчувствительны, то им сложно понять, где находится их тело по отношению к другим объектам, в связи с этим они выглядят неуклюжими. Также им трудно контролировать силу нажатия, что приводит к порче бумаги при занятиях письму или рисованию. 

2) Вестибулярная - рецепторы этой системы расположены во внутреннем ухе, которые оповещают мозгу, где находится человек в пространстве при движениях и положении головы. Это относится и к ключевым элементам как баланса, так и координации. 

Вестибулярно гипочувствительные дети постоянно в движении; они любят вращаться, кружиться, качаться, прыгать на батуте. 

А гиперчувствительные способны бояться тех действий или движений, которые требуют хорошего равновесия, в т.ч. лазания по игровому оборудованию, езды на велосипеде, балансирования на одной ноге с закрытыми глазами. Также могут показаться немного неуклюжими. 

3) Висцеральная - рецепторы этой системы разбросаны по всем внутренним органам. Большинство ощущений обычно не чувствуются, кроме желудка, толстого кишечника, мочевого пузыря и половой системы. При нарушении в данной системе у детей часто встречаются проблемы с усвоением горшка, туалета, чувством голода и сытости, ощущениями переохлаждения или перегрева тела. 

Все эти три вида относятся к подсистемам интероцептивной сенсорной системы - совокупность нервных и регуляторных структур внутри нашего организма. 

Чтобы понять родителям и специалистам, есть ли у ребенка сенсорная дезинтеграция и в каких чувствах, созданы специальные опросники в данной области. Обычно тест разделен по возрасту, начиная с младенческого, и по системам в целом. Должно быть диагностировано в идеале все восемь сенсорных ощущений. На основании полученной информации, проводится анализ, в ходе которого выясняются проблемы, причины и тип чувствительности. Однако ситуация может усложняться тем, что дети бывают как избегателями, так и искателями одновременно - смешанный вид сенсорных расстройств. 

Все эти неразберихи в сенсорных системах, неправильная обработка входящей информации, могут приносить немалое количество дискомфорта в ведении повседневной жизни ребёнка (взрослого тоже): нарушения сна, питания, активности, стрессоустойчивости, внимания, вплоть до задержки в развитии высших психических функций; ведь, если есть "палки в колесе", то оно не будет двигаться вперёд, либо очень плохо и с нехорошими последствиями. Поэтому так важна ранняя диагностика и корректное вмешательство.