Найти в Дзене
АвТОгус

Почему Сталину не понравился фильм "Новая Москва"?

С этим фильмом действительно происходили странны вещи. Изначально музыкальная комедия, снятая режиссер Александром Медведкиным назывался "Веселая Москва", но чиновники после первого же просмотра решили переименовать картину и она получила название "Новая Москва". Правда и это ее не спасло. Фильмов снимали не так много и практически каждый, перед тем как запустить картину в прокат, показывался Сталину. Не знаю точно, но разные источники говорят, что великому кормчему не понравился макет Москвы, в то время началась великая перестройка столицы. По другим, что главную роль в картине сыграл еврей Даниил Сагал. Как бы там ни было, но картина легла "на полку". Судьба же главного героя картины достойна отдельного рассказа. Так уж получилось, что в самом начале 30-х годов семья Сагалов разделилась. Три старшых брата Исай, Михаил и Даниил остались в СССР, в то время как мама, отец и младший брат Борис переехали на постоянное место жительства в США. Сам Даниил работал в театре Мейерхольда которы

С этим фильмом действительно происходили странны вещи. Изначально музыкальная комедия, снятая режиссер Александром Медведкиным назывался "Веселая Москва", но чиновники после первого же просмотра решили переименовать картину и она получила название "Новая Москва". Правда и это ее не спасло. Фильмов снимали не так много и практически каждый, перед тем как запустить картину в прокат, показывался Сталину. Не знаю точно, но разные источники говорят, что великому кормчему не понравился макет Москвы, в то время началась великая перестройка столицы. По другим, что главную роль в картине сыграл еврей Даниил Сагал. Как бы там ни было, но картина легла "на полку".

Судьба же главного героя картины достойна отдельного рассказа. Так уж получилось, что в самом начале 30-х годов семья Сагалов разделилась. Три старшых брата Исай, Михаил и Даниил остались в СССР, в то время как мама, отец и младший брат Борис переехали на постоянное место жительства в США. Сам Даниил работал в театре Мейерхольда который узнав о том, что родители находятся в эмиграции посоветовал молодому актеру не распространяться на эту тему. В 1938 году театр Всеволода Эмильевича закрыли, а потом, в самом начале 40-го года Мейерхольда расстреляли как врага народа.

Даниил Сагал и Всеволод Мейерхольд
Даниил Сагал и Всеволод Мейерхольд

Фильмы где снимали Даниила просто не выпускали в прокат, ну не любил "отец народов" евреев. Два брата погибли во время Второй мировой войны, а сам Даниил поступивший на службу в Центральный театр Советской армии, постоянно находился в составе актерской кинобригады, которая работала в составе Брянского фронта. Маму и брата он увидит лишь в 60-е годы. Борис стал в Голливуде кинорежиссером. Свою маму он больше никогда не увидит, ему так ни разу не разрешат выехать из СССР. А с братом встретится всего несколько раз. Поздне Борис станет жертвой несчастного случая и погибнет. Не смотря ни на что у Даниила довольно обширная фильмография. В 50-е годы "великий кормчий" даже изменит свое отношение к актеру, ему позволят сниматься и даже наградят сталинской премией второй степени.

Борис и Даниил Сагалы
Борис и Даниил Сагалы

Но время к картине "Новая Москва". Первый же титр который сообщает нам о том, что:

-4

Нам действительно показывают макет будущего города с движущимися модельками техники. Анимация, для конца тридцатых годов, просто великолепная.

Вот контуры гостиницы "Москва" и здания Госплана СССР, там теперь Государственная дума.

-6

А вот и главный герой картины конструктор Алеша Коноплянников.

-7

По пути в Москву Алеша попадает в различные комичные ситуации. Так он помогает девушке поймать поросенка. И конечно же, по законам комедийного жанра отстает от поезда.

-8

А вот и настоящая Москва того времени. Хорошо видно здание Госплана СССР и башни фронтона гостиницы "Москва". Это, судя по году и еще не снесенным старым домам строительство второй очереди здания.

-9

Помимо трамваев можно увидеть и новый для города общественный транспорт. Судя по расположению окон это троллейбус ЯТБ-1, а перед ним едет автобус. Видно его не очень хорошо, но судя по корме это уже ЗИС-16, а не ЗИС-8. У последнего стекло квадратное.

А вот и встреча двух троллейбусов. Тот, что ближе к нам, по левую руку это модель СВАРЗ-ЛК5, а вот навстречу ему движется ЯТБ-1, у первого передняя облицовка прямая, а у второго расположена под углом. Он фомой кузова больше напоминает утюг. Задняя часть тоже отличается. ЛК-5 был прямоугольным.

Мог не очень понравится Сталину и некий персонаж, художник Федя Уткин, который пытается зарисовать старую Москву. И замечает, что все ломают и рушат. Учитывая, что "кормчий" считал проект перестройки города гениальным, это шло в разрез с основными задачами.

-12

Дальше-больше. Вот бабушка подходит к зданию и говорит: а вот и сестричкин дом. В этот момент здание взрывают.

-13

Вот фасад гостиницы Москва и старые дома стоящие на Манежной площади.

А это улица Горького, снимали явно со стороны Центрального телеграфа.

-15

Когда бабушку Алеши встречает чиновник, то усаживает он ее в седан М1

-16

Снова Манежная площадь по которой движется троллейбус ЯТБ-1.

Карнавал снимался либо в студии, либо в парке Горького. Определить точнее не могу.

-18

Про карнавал писать не стану, там мало интересного. А вот этот кадр может представлять не малую важность. Обратите внимание, это Большой каменный мост, он был построен как раз в 1938 году. Причем его предшественник был расположен много выше по реке. Сделано это было лишь потому, что Ленинка была довольно узкой улицей и затрудняла подъезд к нему. Кстати на балюстраде изображен советский герб города.

-19

И снова Большой каменный и проезжающий по нему М-1. Вообще не совсем понятно откуда у Зои автомобиль. В частном пользовании машин ни у кого не было. Но она предлагает Алеше поехать к своему молодому человеку, художнику Феде именно на машине.

-20

Вот машина проезжает мимо Кремля, хорошо видна Кутафья башня.

-21

Оказывается, что и Алеша умеет водить. Вот мы видим как он сидит за рулем. Но едут они по какой-то причине в обратную сторону. Видно здание Госплана.

-22

Вот они же на Красной площади у Храма Василия Блаженного.

-23

Большой Москворецкий мост, он тоже сдан в эксплуатацию в 1938 году.

-24

Ну а это вообще вопиющее нарушение всех правил, "эмочка" ездит по тротуарам. Довольно необычный цвет у машины, она не черная.

-25

А вот этот дом определить не смогу. Может кто подскажет, буду благодарен.

-26

Есть и забавные кадры. Вот, к примеру передвигают дом. В окнах мы видим, что он движется по Охотному ряду в сторону Большого театра, но простите там же уже стоит здание Госплана. Но вот диалоги точно могли не понравится Сталину. Женщены возмущены, как же так? Выходит всю Москву можно вот так передвинуть.

-27

Как и любая комедия тех лет, не обошелся фильм и без любовного треугольника. Зоя любит Алешу, но за ей ухаживает Федя. Алеша не хочет оставаться в Москве, ведь он строит ГЭС, а Зоя не хочет уезжать из столицы. Драма. Тогда Алеша решает отойти в сторону.

-28

Но и Зоя не хочет отпускать от себя Алешу и пишет свое письмо.

-29

Увы, молодые люди после объяснений не поняли друг-друга и Зоя заявляет, что специально влюбится в Федю. Но а мы попадаем на пляж. Скорее всего это пляж №1, что располагался в Строгино, прямо напротив северного речного вокзала.

-30

А вот и трасса на фасадной части Северного речного вокзала.

-31

Зоя девушка совсем не простая. У нее есть и автомобиль и посмотрите как она одета. Что-то пролетарской простотой и не пахнет. И такую девушку Алеша пытается увезти к комарам и в грязь?

-32

А Федя случайно забравший на пляже вещи Оли находит новую музу. Правда Оля не верит художнику.

-33

Ну а когда Федя находит снова сбежавшего поросенка, то сердце Оли оттаивает и она назначает ему свидание.

-34

Вот мы видим Библиотеку имени Ленина. С правой стороны можно заметить вход в метро. Это вестибюль станции имени Коминтерна, его позднее снесут. По Воздвиженке едут ЗИС-101 и М-1. Можно заметить и троллейбус ЯТБ-1, он уходит в сторону современного Нового Арбата, впрочем в то время его еще не существовало.

-35

А вот и некая поделка какой-то автобазы. Это точно ЗИС-5, но с цельнометаллическим кузовом.

-36

Еще один М-1, классического черного цвета и автобус, на этот раз перед нами ЗИС-8.

Вот ЗИС-101 и самое начало улицы Горького(Тверская)

-38

И снова "эмки". Аж четыре штуки.

Ну а вот это, наверное, самая страшная часть фильма. В ней можно увидеть как уничтожались памятники архитектуры и менялся облик города. На фронтоне сцены можно увидеть характерное полотно. На нем изображены Сталин и Ворошилов.

-40

Поскольку Алеша и Федя не могут попасть на представление вовремя один из сотрудников пытается запустить механизм, но происходит нечто непоправимое, Москва начинает принимать свой исторический облик. Мы видим храм Христа Спасителя и множество церквей.

-41

Вот как крупнейший храм столицы разрушали варварским способом.

-42

Зато мы видим как закатываются в асфальт исторические памятники, а на их месте возникают площади. Вот снова Манежная и снова ЗИС-101 и ЯТБ-1

-43

Улица Горького

-44

Крымский мост

-45

Северный речной вокзал, правда в то время он назывался Химкинским

-46

А вот и "светлое будущее". Это новая Вокзальная магистраль, не путать с Новосибирском. Это скорее всего третье кольцо у трех вокзалов.

-47

Проспект академии наук. Ну это скорее проходящий мимо основного здания РАН Ленинский.

-48

Площадь Маяковского. Гостиницы Пекин нет, да и сам памятник стоит не в том месте. Зато есть здание концертного зала имени Чайковского. Но самое интересное, что построили дом для театра Всеволода Мейерхольда.

-49

А вот как виделся архитекторам Юго-Запад

-50

Еще одна картинка Ленинского проспекта. Хорошо виден Дворец Советов с гигантским памятником Ленину на крыше.

-51

А это набережные Москва реки, место правда не называется.

Как и местоположение этих проспектов.

И снова Дворец Советов

-54

Все как обычно. Куда же без военной авиации. Вечно голые, до зубов вооруженные и пристаем ко всем со своей любовью.

-55

На словах, что этот, не побоюсь это слова "гениальный" план придумал великий Сталин, захватил заходится аплодисментами. И выясняется, что группа инженеров разработавшая проект тоже из Москвы, и они просто захотели поучаствовать в судьбе родного города.

Зоя же, хоть и купила болотные сапоги, все равно пытается уговорить Алешу остаться в Москве. Она рисует ему прекрасные перспективы. Они будут жить в самом центре, у низ будет газ и балкон. Но Алеша непреклонен. Неожиданно из газеты выпадает конверт. Помимо самого письма, там есть фотографии и белый локон. Зоя считает, что это послание от женщины, но это всего лишь товарищ Алеши прислал подтверждение, что сбрил бороду. Зоя уходит.

-56

Бабушка Алеши решает остаться в Москве, а тот отправляется на свою стройку. Но вот, оказывается Зоя все же решается покинуть столицу, но на поезд опаздывает. И тогда бабуля советует ей лететь самолетом.

-57

Когда же девушка пребывает в город в котором строит ГЭС Алеша, то она удивлена. Ведь везде широкие проспекты и многоэтажные дома. Кстати привозят Зою на автомобиле ГАЗ-А.

-58

Не совсем понятно сколько отсутствовал Алеша, ведь в начале фильма мы видели, что они живут во времянке. Но сейчас город стал действительно похож на город.

-59

Ну а влюбленные воссоединяются. Мне, честно говоря, совсем не ясно по какой причине фильм не понравился большому знатоку всего и вся Сталину, но скорее всего именно из-за главного героя. Ведь он снят в самой обычной для того временни манере. Он в меру веселый, в меру насыщен лозунгами и как и все фильмы довольно сильно искажает действительность. Но факт остается фактом. Восстановленный вариант картины был показан лишь в 2000 году.

-60