Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Сколько понадобилось перебить англичан, чтобы это событие назвали Битвой на Кровавом Ручье

Большое индейское восстание 1763 года против англичан началось с первого, неудачного нападения 9 мая на форт Детройт. Атакой и последующей осадой форта руководил вождь оттава Понтиак, который, благодаря авторитету и ораторскому таланту, сумел объединить под своим началом индейские деревни потаватоми, виандотов, оджибве и оттава, расположенных вдоль рек Детройт и Сен-Клер, соединяющих озера Эри и Гурон. 

Генерал Ахерст, главнокомандующий британскими войсками в Северной Америке, узнал о восстании только в середине июня, когда индейцы долины Огайо и Великих Озер уже успели вырезать небольшие гарнизоны шести английских фортов. В качестве экстренной помощи британским постам на западе континента, Амхерст отправил своего адъютанта капитана Джеймса Дэлиелла, со всеми наличными силами, которые тот мог быстро собрать. 

Когда Дэлиелл с отрядом прибыл в форт Шлоссер на Ниагаре, то узнал тревожные известия об осаде Детройта и о нападениях на прочие британские форты. Дэлиелл взял с собой 280 солдат из 55-го и 8-го полков, а также двадцать рейнджеров под командованием знаменитого майора Роберта Роджерса, лучшего в английских колониях эксперта по лесной войне. 22 июля отряд погрузился на 22 бато (плоскодонные баржи) с припасами и вертлюжными пушками, и отплыл на выручку Детройта, следуя вдоль южного берега озера Эри. Экспедиция прошла мимо форта Преск-Айл, сожженного индейцами 21 июня, а 26 июля завернула в залив Сандаски, где располагался еще один британский форт, тоже сожженный восставшими краснокожими 16 мая. Здесь Дэлиелл сделал остановку и высадился на берег, чтобы сжечь хижины и уничтожить урожай во временно пустующей деревни виандотов. 

Карта окрестности Детройта в конце 1750-х годах, место битвы на Кровавом ручье обозначено стрелкой
Карта окрестности Детройта в конце 1750-х годах, место битвы на Кровавом ручье обозначено стрелкой

Разрушив деревню, Дэлиелл взял курс на реку Детройт. Фортуна была на стороне англичан, так как Понтиак либо не знал о приближении вражеского конвоя с подмогой, либо просто не успел вовремя отреагировать. Английский конвой вошел в реку Детройт в ночь на 29 июля и под прикрытием темноты и тумана безопасно миновал большую часть пути до форта. 

Когда бато проходили мимо деревень виандотов и потаватоми, они подверглись ружейному обстрелу, в результате которого были убиты 2 и ранены 15 человек из состава экспедиции Дэлиелла. С борта судов индейцам ответили солдатские мушкеты и вертлюжные пушки, чем полностью подавили индейский огонь. Наконец, утром 29 июля под радостные крики местных жителей конвой причалил у стен форта Детройт. 

Дэлиелл, как и майор Роджерс, был ветераном недавней войны с французами индейцами, и знал, что самой результативной тактикой в борьбе с краснокожими воинами является внезапное нападение на их лагеря и деревни. Поэтому он сразу подступил к майору Генри Гладвину, командиру форта Детройт, с просьбой разрешить ночную вылазку против лагеря Понтиака, который тот устроил недалеко от устья ручья Парентс-Крик, впадающего в реку Детройт, примерно в 4 км выше форта Гладвин упирался два дня, но все таки дал себя уговорить.

К этому времени Понтиак уже изменил место своего лагеря и перенес его на 4 км дальше, вверх по течению реки, спрятав за большим болотом от возможного артиллерийского обстрела с английских судов. Место бывшего лагеря Понтиака располагалось на высоком берегу Парентс-Крик сразу за домами, сараями, садами и огородами франко-канадских поселенцев. В десятке метров от заболоченного устья ручья был перекинут узкий, деревянный мост. На вершине индейцы вырыли грубое подобие окопов и укрепили их завалами из бревен, кроме того весь спуск к ручью был перегорожен заборами, которые в случае нужды тоже могли послужить неплохими укрытиями.

Около двух часов ночи 31 июля речные ворота форта Детройт распахнулись, и 250 регулярных солдат и рейнджеров бесшумно вышли в темную ночь. Лейтенант Браун возглавил авангард из 25 человек, центром командовал капитан Грей, а арьергардом - капитан Грант, общее командование осуществлял капитан Дэлиелл. Англичане шли колонной по двое вдоль дороги к Парентс-Крик, слева от них располагались дома и поля колонистов, а справа по реке их сопрвоождали два бато с вертлюжными пушками. Ночь стояла безлунная, но это не помешало разведчикам Понтиака обнаружить вражеский маневр и поднять тревогу в индейском стане.

Вскоре англичане добрались до моста через Парентс-Крик. Авангард прошел полпути по мосту, когда противоположная громада темного берега взорвалась вспышками сотен ружей. Залп индейцев сразу снес с моста в речку половину авангарда, и с тех пор Родительский Ручей стали называть Кровавым. Индейцы прятались за баррикадами из бревен, за заборами, домами и сараями, и безнаказанно вели обстрел англичан.

Первый этап боя на Кровавом ручье, худ Гэри Зиболи
Первый этап боя на Кровавом ручье, худ Гэри Зиболи

Этот шквальный огонь в сочетании с дикими криками индейских воинов заставил солдат пошатнуться. Но тут через грохот боя прорезался громкий и чистый голос капитана Дейлилла. Он лично возглавил передовую группу солдат и первым прорвался на противоположный берег, а за ним последовал весь остальной отряд. Англичане миновали узкий мост и бросились туда, где виднелись вспышки ружей. Сквозь лабиринты заборов, садов и сараев они взобрались на вершину берега, но индейцы просто отошли за новые укрытия в тыл и на фланги, и не прекращали вести обстрел.

Было ясно, что дальнейшая игра в прятки-догонялки с индейцами, если не бесполезна, то опасно смертельна. Дейлилл скомандовал отступление, но перед этим к мосту подогнали бато, куда погрузили мертвых и раненных солдат, чтобы отвезти обратно в форт. Теперь авангард и арьергард поменялись местами, впереди шел Грант, а отступление прикрывал Дейлилл, периодически останавливаясь, чтобы отогнать огнем совсем уж наглых индейцев.

Таким образом англичане прошли около километра, пока справа от них не оказался ряд домов поселенцев с их сараями, огородами и садами. Там пряталось несколько сотен индейцев, которые беспрепятственно пропустили авангард противника, и открыли кинжальный огонь по центру и арьергарду. Река слева, враг спереди и сзади и справа - англичане попали в окружение и многие солдаты запаниковали. Они расстроили ряды и столпились как бараны, и если бы не понукания капитана Дейлилла, который не стеснялся лупить рядовых плоской стороной своей шпаги, несомненно, все бы погибли.

В конце концов было наведено подобие порядка и солдаты стали отвечать огнем на индейские выстрелы. Хотя восточный край небосвода уже посветлел, туман с реки опять превратил бой в перестрелку вслепую, когда противники стреляют по ружейным вспышкам друг друга. В хаосе боя боя Дейлилл сумел разглядеть ключевое место для прорыва окружения - дом торговца Жака Кампо, со второго этажа которого индейцы вели огонь и контролировали всю дорогу.

Дейлилл послал на штурм дома рейнджеров Роджерса, а людям капитана Грея поручил выбить дикарей из-за соседних заборов. Обе задачи были успешно выполнены, но в атаке сложил свою голову Грей. Колонна возобновила движение к форту, а Роджерс со своими рейнджерами остался в доме Кампо, прикрывая отступление своих красномундирных товарищей. На этом этапе боя был убит Дейлилл, который отстал, чтобы помочь старому ветерану из 55-го полка. Многие видели как упал храбрый капитан, но никто не рискнул спасти его тело и скальп от рук индейцев.

Рейнджеры Роджерса
Рейнджеры Роджерса

Тем временем Грант, обнаружив, что центр и арьергард отстали, занял крепкую позицию в нескольких фермерских домах и ждал развития событий. Когда из тумана стали появлятся первые англичане из центральной части колонны, Грант стал расставлять их по хорошим позициям вдоль дороги к форту, пока от его собственной позиции до ворот форта не протянулась цепочка постов, обеспечивающих безопасный проход всей колонны.

Теперь оставались отрезанными от спасения только рейнджеры Роджерса, но их выручили своими вертлюжным пушками те самые два бато, что эвакуировали убитых и раненых. Суда разгрузились и вернулись к месту боя, чтобы картечью очистить берег от индейцев. Грант дождался возвращения рейнджеров и наконец, после шести часов ночных блужданий и почти непрерывных стычек, измученные и морально опустошенные солдаты отряда Дейлилла оказались в безопасности за стенами форта.

“Счет от мясника” составил 20 убитых и 42 раненых англичанина, т.е. почти 25% от общего числа солдат, участвовавших в вылазке. Потери индейцев неизвестны, и оцениваются в 10-15 человек. В начале боя у ручья Парентс со стороны индейцев участвовали только воины оттава и оджибве, но после первых выстрелов через реку переправились и вступили в драку сначала виандоты, а потом и потаватоми, у которых, к слову, на тот момент действовало перемирие с комендантом Гладвином, но они не смогли удержаться от искушения добыть еще несколько английских скальпов. Общее число всех индейских воинов, превративших Родительский ручей в Кровавый, оценивается в 800 человек.

В индейских деревнях царило ликование, и перед входами в вигвамы на столбах были повешены сохнуть новые скальпы. В окрестные поселения были разосланы гонцы с вестью о победе, и силы Понтиака пополнились большим количеством новобранцев. Однако победа не принесла им особых преимуществ, так как в форте оставалось около трехсот боеспособных бойцов, достаточно провизии и боеприпасов, и англичане могли не боятся ни новых штурмов, ни голода.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц