Читая фэнтези мы так или иначе привыкаем к каким-то канонам, которые кажутся нам логичными и понятными. Да, в книгах оригинальные сюжеты, герои, ситуации, но тем не менее определенные параллели между ними прослеживаются.
Поэтому те книги, которые по-новому смотрят на привычных нам волшебных существ — совершенно особенные. В начале может закрасться мысль, зачем это? Мы же все знаем, что, например, что лепреконы носят зеленые костюмы, а их карманы набиты золотом, или что оборотни перевоплощаются в свете луны. Но что значит знаем? Знание скорее может относиться к фактам, к существующей реальности, поэтому, когда мы говорим про фэнтези, логичнее использовать слово «привыкли».
И эта привычка во многом дает нам некоторые точки опоры при знакомстве с новыми магическими мирами. Из-за большой популярности фэнтези они кажутся нам смутно знакомыми, даже если мы и читаем про них в первый раз. Но нарушение привычных интерпретаций при более детальном рассмотрении оказывается очень полезным для всего жанра в целом.
Иногда некоторые правила хоть и кажутся ограничениями, но дают очень много свободы. Но отказ от привычных рамок — дает нечто экстраординарное. Отказываясь от искусственных рамок, автор может создать произведение оригинальное, нетипичное, а также пошатнуть нашу веру в стереотипы жанра.
Книги серии «Скандар» сразу выделяются тем, что в них единороги — не милые существа, а самые опасные создания на земле. А главный герой обучается в школе наездников, но новый учебный год начинается с опасного пророчества, которое не сулит ему ничего хорошего.
Выбор единорогов для книги выглядит органично и даже в некотором смысле метафорично: еще нигде они не были представлены в таком мрачном амплуа, как будто автор нарочито подчёркивает — не все, что мы знаем, таковым и является.
На этой неожиданной завязке строится сам сюжет, которому не чужды ни социальные проблемы, ни классические вопросы, поднимаемые в фэнтези о своем месте в мире, дружбе, отваге… Автор, понимая, что оригинальный взгляд на мифических существ — это далеко не все, что нужно для книги, а тем более для трилогии, усиливает темпо-ритм, накаляет взаимоотношения с героями, раскрывает грани характеров персонажей. И несмотря на то, что действие происходит на загадочном острове, читатель легко ассоциирует себя с героями. Понятны их мечты, цели, взаимоотношения. А это — один из самых важных принципов подросткового фэнтези.
И это противопоставление неожиданной трактовки единорогов и интуитивно понятных героев дает читателю совершенно особый опыт. Те проблемы, с которыми сталкиваются герои, как эмоциональные, так и социальные, раскрываются с поразительной силой: каждое действие, поступок, слово кажутся переломными для сюжета. И для стереотипного представления магического мира.