Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы – «Мастера высотного монтажа», журнал «Крылья Родины» №12 за 1985 год

В журнале «Крылья Родины» №12 за 1985 год была опубликована статья командира подразделения вертолетов Ми-10К Тюменского авиапредприятия, заслуженного пилота СССР Николая Николаевича Бабинцева, в которой он рассказал читателям об особенностях «заоблачных» монтажных работ, о людях, которые дали путевку в небо этой винтокрылой машине. Особенное внимание в статье было уделено описанию работ, которые были выполнены с помощью вертолета-крана Ми-10К. Предоставляю слово автору:

«Мастера высотного монтажа»

Вертолет Ми-10К не случайно называется летающим краном ­– ему под силу строительно-монтажные работы, которые очень сложно выполнить с помощью наземных механизмов. Велика роль этой машины в освоении труднодоступных районов нашей родины и новостроек, имеющих большое народнохозяйственное значение.

В числе первых в Аэрофлоте Ми-10К освоили Герои Социалистического Труда А. Андреев, В. Иванов, Ю. Южаков, заслуженные пилоты СССР Г. Мальцев, Т. Метелев и другие. Сегодня они настоящие асы высотного монтажа. Хочу заметить, что почти все они свои первые шаги в небо делали в аэроклубах, в учебных подразделениях ДОСААФ. Начинали летать на ветеране отечественного вертолетостроения – Ми-1. Став пилотами Аэрофлота, прошли отличную летную выручку на воздушных дорогах Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока…

Николай Николаевич Бабинцев
Николай Николаевич Бабинцев

Первые рабочие полеты Ми-10К выполнил в Тюмени. В наши дни в этом крае трудно отыскать новостройку, где бы не потрудились вертолеты. Сначала это были Ми-1, немало поработавшие на обслуживании геологических партий. Затем эстафету принял один из вертолетных долгожителей – Ми-4. И, наконец, реактивные богатыри Ми-6 и Ми-8, которые уже много лет трудятся в нашем крае.

На них я и мои товарищи участвовали в строительстве нефтепроводов Шаим – Тюмень, Усть-Балык – Омск, Самотлор – Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, газопровода Медвежье – Надым – Пунга – Серов, железной дороги Тюмень – Тобольск – Сургут, прокладывали линии электропередач во многих уголках Западной Сибири, выполняли другие работы. Поначалу почти все виды этих работ были, как правило, экспериментальными. Так, впервые осваивали мы перевозку крупногабаритного груза на внешней подвеске, в том числе элементов буровых установок и труб большого диаметра. Впервые применяли вертолеты на вахтовых перевозках геологов и рабочих нефтепромыслов.

«ЛЭП-500» – не простоя линия
«ЛЭП-500» – не простоя линия

В 1976 году в Тюмень поступил новый вертолет – Ми-10К. Машина уникальная и универсальная. Под передней частью фюзеляжа Ми-10К предусмотрена дополнительная кабина для второго пилота. Во время выполнения монтажных работ второй пилот переходит в нижнюю кабину, берет управление вертолетом на себя и наблюдает за подвешенным грузом, за обстановкой на строительной площадке. Сидит он спиной вперед, поэтому все движения по управлению как бы зеркальны.

Дело это непростое, так как «зеркальное пилотирование» требует определенного навыка и постоянной тренировки. Тут надо быть начеку. Четко прислушиваться к тому, как действует пилот верхней кабины, постоянно чувствовать руку своего напарника. Словом, пилотировать в «четыре руки», в «четыре глаза».

…Мы только начали «набивать руку» на новом вертолете, как вызывают меня в штаб подразделения, где собралось все наше руководство.

– Есть возможность испытать «десятку» на интересной работе. В Миассе, что на севере Урала, просят смонтировать радиорелейную башню.

– Не рано ли? Машину как следует еще не изучили, в деле не опробовали, – робко возразил я.

– Не в классе же ее испытывать, не за партой познавать, на что она способна, – не согласились со мной.

Мы слетали на Урал, изучили обстановку. Вместе со специалистами треста «Союзшахтоспецмонтаж» расписали по пунктам технологию работы. А трудностей было много, ведь монтаж предстояло вести в сложных рельефных условиях. К тому же, огромную башню надо было установить на вершине горы Ильмень-Тау, где дуют порывистые ветры…

Ми-10К демонтирует телевизионную башню. Фотография © В. Тимофеев
Ми-10К демонтирует телевизионную башню. Фотография © В. Тимофеев

Об этом первом нашем монтаже написали тогда многие газеты. В памяти прежде всего оставались цифры. При обычном монтаже для завершения работ потребовалось бы самое малое шесть месяцев. Вертолетчики же провели монтаж за 166 часов!

За первым монтажом последовал второй, третий, четвертый… Рабочие площадки Ми-10К и сегодня большей частью расположены на севере Тюменской области, за Полярным кругом, где, как поется в популярной у здешних геологов песне, «двенадцать месяцев зима, остальное – лето». Уже к концу сентября все превращается в сплошное море снега. Леденящий северный ветер гонит его по земле, поднимая до самого неба, и небо сливается с землей… В этих условиях наши экипажи осуществили на Ми-10К не один десяток сложных работ, налетали тысячи часов.

На строительстве Хабаровской ТЭЦ-3. Фотография © В. Галушко
На строительстве Хабаровской ТЭЦ-3. Фотография © В. Галушко

Об уникальных возможностях «летающего крана» прослышали и в других регионах страны. Один за другим следовали заказы на монтажные работы. Среди них были и непростые: монтаж телебашни в Кемерове, установка мачт электропередач на водохранилище Сургутской ГРЭС, монтаж радиорелейной мачты в районе Пунги, участие в реконструкции сталелитейного цеха на Челябинском тракторном заводе, где с помощью Ми-10К на крышу цеха была установлена 30-тонная металлоконструкция порталов, работа на строительстве энергомоста Ингури ГЭС, монтаж опор для канатно-кресельной дороги в Карпатах, замена газоочистных сооружений на «Славтяжмаше», монтажные работы на трассе газопровода Тюмень – Помары – Ужгород…

Словом, Ми-10К хорошо зарекомендовал себя. Каждая монтажная операция по своему уникальна, неповторима. И, конечно, как всякому новому делу, монтажу нужны энтузиасты. И они есть. Кроме того, требуются и специальная подготовка, и тренировки… И не только для экипажа, но и для наземных специалистов. Вот почему для нас, пилотов, каждый новый монтаж с воздуха продолжает оставаться серьезным экзаменом. Больше того – во время каждой новой работы мы продолжаем вести активный поиск более надежных методов ведения монтажа, совершенствуем его технологию.

Летный коллектив вертолетов Ми-10К Тюменского авиапредприятия в числе первых в Аэрофлоте включился в социалистические соревнование за достойную встречу XXVII съезда КПСС, первым рапортовал о досрочном выполнении производственной программы и обязательств на одиннадцатую пятилетку. Справившись с заданием более чем на полгода раньше срока, летаем сейчас на сэкономленном топливе.

Когда в подразделении узнали о почине передовых коллективов страны, решивших развернуть социалистическое соревнование под девизом: «XXVII съезду КПСС – 27 ударных трудовых вахт», все экипажи поддержали эту инициативу, наметили новые рубежи.

© Н.Н. Бабинцев

Источники:

Н.Н. Бабинцев – Мастера высотного монтажа, журнал «Крылья Родины» №12 за 1985 год