По-разному складывается судьба небольших населённых пунктов. Многих, в которых до революции, в советское время бурлила жизнь, сегодня нет на карте. Но некоторые продолжают жить. Одна из них – Спасовка. Крайне редко она встречается в ленте новостей. Тем не менее здесь звучат людские голоса, есть своя достопримечательность.
«Спасовка – деревня в Рыбинском районе Красноярского края в составе Новокамалинского сельсовета. Находится примерно в 24 километрах по прямой на восток-северо-восток от районного центра города Заозёрного. Постоянное население составляло 58 человек в 2002 году (95% русские), 44 – в 2010-м», – пишется в Википедии
У речки и родников
Местный краевед Владимир Кириллович Медведев в своей книге «Тырбыльская история» рассказывает: «Малоземелье и аграрное перенаселение в западных губерниях России, Украины и Прибалтики способствовало переселению в Сибирь огромного количества переселенцев. В Енисейской губернии была учреждена межевая партия, которая занималась образованием переселенческих участков. В Канском округе с 1894 по 1897 год чинами первой енисейской межевой партии было образовано 143 участка. В том числе Тырбыльский (Тырбыловский) Уринской волости.
Участок начал заселяться сразу, так как расположение его было связано со строительством Сибирской железной дороги. Требовалось много рабочих. Вместо одного селения, которому было выбрано название деревня Тырбыльская, образовалось три поселения: посёлок Тырбыльский при станции, деревня Ивановская и деревня Спасская.
Ивановка и Спасовка образовались в центре участка, разделяла деревни железная дорога и разъезд 2218 версты. Эти две деревни имели хорошее водоснабжение – рядом речка и большое количество родников. Чего не скажешь о посёлке Тырбыльском.
Наверное, Ивановка и Спасовка могли стать одним селением, но переустройство и упразднение участка железной дороги в 1911 году не дали осуществиться этому проекту».
Село в одну улицу
Владимир Кириллович живёт в Ивановке. Я попросила его сопроводить меня в Спасовку. От одной до другой деревни три километра – рукой подать. По пути вновь возвращаемся к истории. По данным переписи 1919 года, в деревне проживало 600 человек (в Ивановке – 1500). Работала начальная школа. В 1929 году был образован колхоз «Пятилетка». В 1950-м он был объединён с ивановским «Активистом» и назван «Коммунар». В 1961-м реорганизован в первое отделение совхоза «Заозёрновский» с центральным отделением в Новокамале. Ещё совсем недавно немногое работоспособное население трудилось в совхозе «Искра». Два года назад он ушёл с ферм и полей этих мест. Жители находят рабочие места в соседней Ивановке. Так, молодая женщина Марина Кощавцева, воспитывающая двух девочек, пенсионер Олег Андреевич Гнусков трудятся в Ивановском детском саду.
Из Спасовки вышло немало известных людей. Самый именитый – военный атташе Василий Васильевич Крамар. В Новокамале живёт педагог с многолетним стажем Галина Васильевна Парамонова. Детский стоматолог Людмила Славщик – потомок большого рода Иртюгов. Отсюда роды Шупиковых, Гребенниковых, Мелеховых, Мазун, Сябровых, Новак, Бабич, Шаго, Варрава, Заболоцких.
Сейчас в Спасовке постоянно проживает человек 20. Летом деревня оживает за счёт дачников и приезжающих в родительские дома детей.
Когда-то здесь было две улицы, осталась одна – Спасовская. Достаточно широкая. «15 сажень, или 30 метров, – уточняет краевед, – такая ширина была определена для всех переселенческих участков». Улица длинная и достаточно ухоженная. Брошенные дома встречаются редко. Строения крепкие, некоторые домики обшиты сайдингом. На улице, правда, безлюдно. Но занятие людей в эту пору выдают небольшие стога сена возле некоторых домов.
Продолжатели рода и дела
Владимир Кириллович здесь свой человек, он помог мне встретиться с двумя коренными жителями. Зинаиду Мазун мы оторвали от копки картофеля. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Живёт с мужем в Красноярске. Но родительский дом с сестрой Людмилой, тоже живущей в краевом центре, не бросают: находятся в нём по очереди. Их родственник казак Василий Мазун был одним из первых поселенцев деревни. Приехал из Полтавской губернии. Владимир Кириллович дополняет: «В Спасской, как первоначально звучало название, селились в основном выходцы именно оттуда, в Ивановской – из Черниговской губернии. В Спасской больше говорили на суржике – речь, включающая элементы украинского и русского языков. Кстати, она характерна для поселенцев других сёл и деревень нашего района: Гмирянки, Александровки, Переясловки.
Родители Зинаиды Мария Николаевна и Алексей Геннадьевич Новосёловы трудились на земле. Любовь к крестьянскому делу жива и в детях. «Всё выращиваем своё, – говорит женщина. – Держим кроликов, уток, кур, сажаем огород. Мясо, яйца, овощи – домашние. Хватает и здесь, и в город».
Зинаида родилась и выросла в Спасовке. Она помнит времена, когда жизнь в деревне била ключом. Жили дружно, праздники отмечали вместе. «На 9 Мая, – всплывает картинка в памяти собеседницы, – устанавливали столы у памятника воинам Великой Отечественной войны, гуляли всей деревней».
Кстати, памятник находится рядом с домом Зинаиды. Они с мужем его подбеливают, обкашивают. Поддерживает монумент и живущий напротив Олег Андреевич Гнусков.
Недавно он подновил композицию, установив вырезанного из дерева воина.
Владимир Кириллович говорит, что раньше была доска с фамилиями погибших на фронте, но со временем пришла в негодность. Много спасовцев защищали Родину в годину испытаний. И сегодня есть парень – участник специальной военной операции.
Хранитель Святого источника
Олег Андреевич Гнусков родился в Спасовке в большой семье. У Ольги Ефимовны и Андрея Сергеевича было семеро детей. Отец – участник Великой Отечественной войны, освобождал от фашистов Одессу. С Украины он и привёз Олю. Только его мать не приняла будущую невестку. Сказала: «Маленькая, пухленькая – такая не пойдёт». Девушка уехала обратно. И всё-таки Андрей через два года поехал за ней и привёз в Спасовку.
Отца не стало, когда Олегу было 13 лет. Он окончил училище, отслужил в армии, создал семью. Поселился в Зеленогорске. Но судьба вернула его на родину, когда мать сломала шейку бедра. Мужчина стал ухаживать за ней. Когда она скончалась, остался жить в родительском доме.
Спасовке повезло, что Олег поселился здесь. Он талантливый резчик по дереву. Помимо воина у памятника, его фигурами украшена территория Ивановского детского сада и Святого источника.
Об источнике отдельный разговор. Его история удивительна. Сохранились воспоминания старожилов, что именно из этого родника спасовцы брали воду. Она здесь чистая, прозрачная, без запаха, приятная на вкус. При строительстве железной дороги бывшего Транссиба выяснилось, что полотно должно пройти по самому роднику. По усиленной просьбе местных жителей, источник воды был сохранён. Его заключили в бетонный резервуар, из которого вывели чугунную трубу.
Новая угроза пришла неожиданно. Когда деревня начала распадаться, а дорога зарастать травой, предприимчивые люди стали гонять сюда на водопой животных. Крупный рогатый скот очень быстро «перемесил» площадку. Олега Андреевича это задело до глубины души. В то время он работал в Ивановской школе. Тогда он с ребятами взял шефство над источником. Изготовил новый сруб, установил скульптуры двух рыб из дерева.
В 2008 году в день празднования Смоленской иконы Божией Матери родник освятил благочинный Бородинского церковного округа протоиерей Владимир Пермяков. Источник получил название Смоленской Божией Матери. Ежегодно 10 августа проходит чин малого освящения воды. И тянутся сюда люди из окрестных городов и сёл за чистой водой. Время от времени приезжают группы паломников.
Притяжение благодати
По накатанной дороге мы проехали к источнику. Первой в глаза бросилась небольшая часовенка, в которой размещены икона, ящик для свечей, деревянная скульптура девочки. Она появилась недавно. Рыбы со временем пришли в негодность, их пришлось убрать. У скульптуры есть реальный прообраз – Варя, одна из дочерей Марины Кощавцевой. Как-то Олег увидел её сидящую у пруда. Поза ребёнка показалась ему выразительной.
Рядом с часовней колодец, из которого по желобу течёт вода. Ручей убегает в реку Тырбыл. С внешней стороны сруба, вдоль ручья стеной растёт ива, словно охраняя тишину благодатного места. С другой стороны на страже высокая насыпь царской железной дороги. Она давно поросла травой, кустарником и деревьями. Защищённое пространство придаёт месту камерность. В день нашего посещения была ясная, безветренная погода. Солнечные лучи заливали всё вокруг, делая его уютным, притягательным, благодатным. Покидать его точно не хотелось.
Возвращаясь домой, на выезде из деревни мы обратили внимание на знаменитый на весь район мост под насыпью царской железной дороги. На подъезде к Ивановке Владимир Кириллович заметил, что движемся по бывшему разъезду 2218 версты. Когда-то по правую сторону располагалось здание разъезда.
Ловлю себя на мысли, что владея такой информацией, смотрю на место другими глазами, незримо представляя объекты, ставшие историей. Как важно, чтобы они оставались в нашей памяти. Тогда невольно откликается душа и привязывается к милому для сердца уголку земли. Жизнь наполняется новыми красками, чувствами, смыслом.
Галина ТЕРЕХОВА.
Фото автора, Алексея ДЕРЕВНИНА, из архива Сергея КОЛЕСОВА