Найти тему
Курган и курганцы

«К каждому ребенку выстраиваешь мостик»

Светлана Ватлашова 23 года работает воспитателем в детском доме

В мае 2000 года Светлана Ватлашова переступила порог Курганского детского дома. Пришла младшим воспитателем к подросткам, которые встретили словами: «А мы вас давно уже ждем! Вы запоздали немножечко!», а потом: «Вообще-то у нас такие молодые, как вы, не задерживаются». А вот Светлана Николаевна задержалась, и сейчас работу в детском доме не может назвать просто «работой», ведь для нее это – жизнь.

После института Светлана устроилась в школу учителем географии – отработала год, вышла замуж и ушла в декрет. Когда подросла дочь, узнала, что в детском доме есть вакансия с удобным графиком: «Я подумала: «У меня маленький ребенок, попробую». И так попробовала, что в мае будет уже 24 года, как тут «задержалась»», — рассказывает Светлана Ватлашова.

— Вы работаете только с подростками?

— Да. Как устроилась, меня сразу определили на семейную группу к детям от 14 до 16 лет.

— Помните, как прошел первый рабочий день?

— Конечно! Это была ночь. Очень волновалась и переживала, думала: «А если они у меня это спросят, а если вот то…». Когда пришла, ребята должны были готовиться ко сну. Захожу, а они все сидят на диване: «А мы вас давно уже ждем! Вы запоздали немножечко». И давай меня расспрашивать: сколько лет, замужем ли, есть ли дети, в какой школе училась… Даже спросили о том, сколько лет моей маме и есть ли у меня братья и сестры. В общем, обычные мирские вопросы. Им же интересно. Еще помню, спросили: «А почему вы сюда пришли работать? Вообще-то у нас такие молодые, как вы, не задерживаются… Одна поработала день и уволилась». Я ответила, что увольняться не собираюсь – такого в планах не было ни тогда, ни сейчас.

В сложные моменты меня всегда поддерживали старшие коллеги, у которых было больше опыта, за что я им очень благодарна.

— С подростками часто бывает непросто. Как выстраиваете контакт?

— У каждого ребенка свой характер и своя история. И к каждому ты выстраиваешь мостик, протягиваешь нить. Я стараюсь идти в ногу со временем и поддерживать интересы детей, быть в курсе того, что им нравится. Самое страшное для меня – если эта нить между нами оборвется и ребенок дистанцируется… Кто-то, может, боится чего-то другого, а я – отдаления.

— Как проходит ваш рабочий день?

— Он начинается с вечера выходного: разрабатываю и продумываю мероприятия, выезды, экскурсии, походы. Утром прихожу и бужу детей, а дальше начинаются организационные моменты: нужно проконтролировать, чтобы ребята собрались в школу и взяли все необходимое, включая положительный заряд эмоций. А он зависит от воспитателя – с каким настроением придешь, такое и будет у ребят, ведь они все впитывают. Поэтому неурядицы стараюсь оставлять за порогом.

В моей семейной группе восемь мальчиков от 12 лет. Толе недавно исполнилось шестнадцать. Он ко мне подошел: «Мама, а ты в курсе, что мой день рождения будет в твою смену?», ответила: «В курсе, пироги печь будем и салаты делать – отмечать». У нас это традиция – вместе собираться на все праздники.

— Я думала, подростки не называют воспитателей: «Мама»…

— Называют. Но, понимаете, это не так важно, как к тебе обращаются дети: мама, Светлана Николаевна или как-то еще. Взаимоотношения строятся не вокруг этого. Важно, как ребенок себя чувствует возле тебя, как он себя ведет.

— Что делаете в моменты, когда дети не слушаются или между вами дисконнект?

— Если произошел конфликт или ссора, с некоторыми детьми лучше сразу поговорить (может, даже и поругаться немного), а некоторым нужно дать время, чтобы успокоиться. Пусть он приходит к тебе, пусть кричит, а ты – слушай. Пусть ребенок выпускает пар. Бывают дети, которые быстро «взрываются» и так же быстро остывают. Все мы разные, просто надо запастись терпением, держать себя в руках и смотреть в душу.

— Я подписана на группу «Центра помощи детям №1» во «ВКонтакте», вижу, что вы и банки закатываете на зиму, и готовите вместе с детьми… А чему еще учите?

— Главная наша задача – подготовить ребят к самостоятельной жизни. Мы не только банки закатываем, у нас есть своя теплица – чтобы что-то закатать, нужно сначала это что-то вырастить. Учим детей работать на приусадебном участке, а потом – да, вместе готовим. Бывает, возникает желание испечь шарлотку или пирог. Почему нет? Дети смотрят, запоминают, учатся.

Кроме того, постоянно ведем беседы, рассматриваем разные жизненные ситуации. Много времени уделяем финансовой грамотности – рассказываем, как правильно тратить деньги и какими льготами можно воспользоваться после выпуска. Готовим детей быть хорошими папами и мамами в будущем, учим правильно расставлять приоритеты в жизни, прививаем семейные ценности и помогаем выбирать работу по душе.

— Бывают случаи, когда ребят берут в семью, а потом возвращают обратно…

— Да, в такие моменты у ребенка формируется ощущение ненужности или неполноценности – и это самое горькое и опасное. После этого он может начать демонстрировать протест, отказываться от чего-то или специально показывать свои не лучшие стороны, выпуская все иголки. Таким поведением как бы спрашивает: «Примешь ты меня или нет? Я – вот такой». Дети это делают неосознанно. А когда принимаешь – все становится иначе. Ты же своего ребенка принимаешь любого, тогда почему тут может быть по-другому? Неважно, что он чей-то, раз ты находишься с ним – должен принять.

— Вы делите с детьми и грусть, и радость. Как эмоционально восстанавливаетесь?

— По молодости человек легче все переживает. Сейчас восстанавливаться сложнее, но я с уверенностью скажу – у меня есть внутренний ресурс. Внутри меня будто живет огонек, и я слежу за тем, чтобы он не погас. Если погаснет, то все – придется написать заявление и уволиться. Воспитывая своих детей, мы все выдерживаем – здесь точно так же.

— Не жалеете о выбранной профессии?

— Были моменты, когда с детьми было сложно. К тому же, у меня подрастала дочка… Но нет, не жалею. Иногда начинаю мониторить свою жизнь и понимаю: «Да все хорошо, все идет так, как надо, как должно быть».

Когда выпускники пишут в социальных сетях, добавляются в друзья во «ВКонтакте», показывают свои фотографии, рассказывают о себе, думаю: «Это же достижение». У спортсменов достижения – медали, а у меня – дети, устроенные в жизни.

— Если бы не эта работа, то что?

— Я бы так же работала с детьми, но в школе. В моих мечтах всегда была такая картинка: осень, падают листья, на ветках деревьев спелые ранетки, солнышко светит, тепло – я иду с работы, а рядом со мной ребятишки. В институте заведующая кафедрой, помню, мне говорила: «Светочка, если ты постараешься, будешь замечательным педагогом, ты такая хорошая!». И детям я стараюсь говорить так же: «У тебя все получится, ты все сможешь!».

— Какой ваш педагогический принцип?

— Быть примером и показывать, что всему можно научиться. И, главное, всегда оставаться человеком, даже когда вокруг тебя кипит океан.