Найти тему
Бабушкины рассказы

Соседка.

Пойду к тетке Меланье, посижу. А ты, Лена, как будешь укладывать спать Витьку, позвони. Я ему доброй ночи приду, пожелаю. Он ведь без меня не ляжет.

-Ладно, отвечает Лена, внучка Галины. Почти каждый вечер приходила к тетке Меланье, соседка Галина. Так они с разговорами коротали вечера. Особенно зимой. Длинные, зимние вечера. В пять часов вечера уже темнело и что делать дома. Все к этому времени управишься по хозяйству. А хозяйство – то состоит теперь из кур да утей. Это раньше было: и коровы, да не одна, а несколько, и поросята, куры, гуси, ути. И на работу бегали, и дома все успевали. А теперь…

Так порой сокрушалась Галина, о своей молодости и силе.

Росла она в семье ниже среднего достатка. Все работяги. Отец с матерью с утра до ночи работали. Кузнецом был отец, а мать в поле. Вся работа по дому выпадала на плечи матери да детей. Нет, отец тоже и дома управлялся: сено накосит, на зиму для скота. А скота было тогда немного, несколько голов овец, корова одна, Нежданой звали, несколько кур и гусей. Вот и все хозяйство. Позже купили поросенка. Чтобы на зиму забить. Кормиться надо, семья не маленькая. Еще и бабушка, мамина свекровь. У каждого свои обязанности были. А у Галины все по дому и убрать, и приготовить. Рано она научилась вести хозяйство. Чего только она не выпекала. Бабушка научила ее вязать, шить и в школе училась хорошо. Да вот учиться в институт не поехала, не за что было. Пошла работать на стройку, подсобничала(помогала).

-Нальют полные ведра раствора и несу по лестнице, подаю мастеру. А ведра тяжелые – бывало рассказывала Галина, аж качает из стороны в сторону. Что делать. Все тогда жили так. Все были равны. Воспитана она была в строгом христианском благочестии, в духе набожности и высокой нравственности.

Роста она была среднего, статная фигура, голубые, добрые глаза . Вся ее душа была видна в глазах этой доброй, застенчивой женщины. Густые каштановые волосы едва прикрывавшие мочку уха, всегда зачесывала назад. Повышенное чувство долга, ответственности и требовательности прежде всего к себе, порой ей мешало. Но так она была воспитана с детства, проявлять заботу, прежде всего о других и только потом о себе. Но на себя, времени так и не хватало. Много было других забот и хлопот. Красивая белозубая улыбка не сходила с ее губ. Даже когда все знали, что у нее проблема, она старалась не передать свое настроение на других.

-А кому нужны мои проблемы? – Говорила она. Все Слава Богу, все живы. Такая у нее была жизненная позиция.

Обо всем можно было поговорить с Галиной и тетка Меланья ее всегда ждала, как родную дочь. А уж если какой вечер не увидит Галину, так обязательно позвонит, спросит: «Ну, что, сегодня придешь?»

-Нет теть Миля, сегодня не смогу, дел много.- Расстроится соседка. А разница в возрасте у них была в тридцать лет. Но тянулись они друг к другу. Куда поедет Галина, а теть Миля молитву читает, в добрый час посулит.

И Галина спокойно справляет свои дела.

-Ты мне за мать, теть Миля.

Молодыми ушли из жизни ее и отец и мать. Даже на похороны к матери не смогла поехать Галина, всю жизнь потом плакала. Сама приболела, лежала, но простить себе так и не смогла.

Замуж она вышла за первого красавца на селе. Волосы вьющиеся светло-русые. Высокий, коренастый. Настоящий богатырь, с большими серыми глазами. Мать у него одна была да сестра старшая, замужем и трое деток уже было. Сестра с семьей жили отдельно, а Галина с мужем Володей вместе со свекровью.

Норовистая была у нее свекровь, с характером. При небольшой должности правда. Как говорили:- на легкой работе, кирпичи не тягала. А вот Галина тягала, да еще как. Задумали дом строить, тут и работа, на овчарне работали вместе с мужем. И в дождь и в ветер, а доить овец надо, прямо в поле. Бывало до нитки промокнешь, да еще ветром продует, а все нипочем. «Молодые были» - говорит Галина.

Потом переработать надо это молоко. Сыры делали. Очень ценились овечьи сыры. Приезжали из городов, скупали. И платили хорошо. Себе на зиму заготавливали и держали в больших деревянных бочках в рассоле определенной концентрации. Вкуснятина!

Платили тоже неплохо. Дом отстроили без чьей-либо помощи.

-Доченька у нас через год родилась – рассказывает Галина. Стройка только началась. Вот я и с дитем, и Володе надо раствор замесить, подать наверх. Он строил, а я подсобничала(помогала). Свекровь на работе, но когда дома, помогала приготовить обед. Видела она, как мы трудимся.

Потом вторая дочь родилась, а через год третья. Три дочери Бог дал. Дом отстроили, детки росли уже в большом, стандартном доме. С паровым отоплением даже был. Ох и радости у всех было. У свекрови отдельная комната была, у нас с Володей своя, а детки решили втроем в одной большой комнате обитать. Все погодки, им там весело было вместе. Только и слышен девичий смех, как закроются у себя в комнате.

Двор большой, разгуляться есть где. Цветов Галина развела. Любила она цветы. Бывало, заходишь к ним во двор, как в цветник и уходить не хочется. И за всем-то она успевала ухаживать. В доме чистота стерильная и сама всегда ухоженная. Повезло Володе с такой-то хозяйкой.

-Мы работали – рассказывает Галина. Свекровь нам помогала по дому и с детками. Присматривала за ними. Но не бывает все тихо, да гладко в жизни. Влюбилась старшая в молодого человека. Мы и не знали, что она ребеночка ждет. А как узнали, муж и уехал из дому. Дочь, плакала и день и ночь. Думали, руки на себя наложит. Но нет, Слава Богу. Обошлось.

- А вот свекровь меня поддержала, не отвернулась. И дочку успокаивала. А я от слез не видела дороги, куда идти. Работать надо и за мужа и за себя. Боялась, что уволят его. Просила начальство подождать, может вернется, и вернулся, правда, через полгода. Хмурый, неразговорчивый. И его можно было понять. Мужик.

-Как мне трудно было без него. Без его поддержки. Какие только мысли в голову не приходили. Но одно знала, что я не должна киснуть, дочь нуждается во мне, во всех нас. Выйду в огород и плачу в голос. Услышала соседка и говорит:

-Галина, ну что ж ты так изводишь себя? Вон у моей кумы дочь умерла, вот это горе, а у вас жизнь рождается и ты вся в слезах! – Так увещевала меня соседка по огороду. С тех пор не проронила ни слезинки.

-Какая же я дурра! – Думала я. Что я делаю?! Ведь и вправду права она. Ангела ждем и плачем! Ну разве это дело!

А молодой человек хотел жениться на дочери, но она отказалась. Так и не знаю почему. Доченьку потом она родила, только вот все эти переживания даром не прошли. Порок сердца у нее врожденный признали врачи.

Средняя и младшая дочь потом вышли замуж.

-Хорошие у меня зятья – рассказывает Галина. Семьи у них хорошие. По двое деток у каждой. А у старшей одна, Лена. Школу закончила на отлично. Правда от физкультуры была освобождена из-за сердца. Закончила институт. Но все жила с нами, а Нина, мать ее, работала в городе. Приезжала каждую неделю. Так и чувствовала за собой вину и в том, что болеет Лена, и в том, что мало времени ей уделяет. А как по-другому, работать надо. А здесь в селе, работы нет. Вот на пять дней и уезжала, а два выходных была с нами. Дом-то большой. Всем места хватит.

А после института Лена вышла замуж и вот сразу же беременность. Врачи предупреждали, что все может быть с Леной. Но сама она не отчаивалась и во что бы то не стало, решила иметь детей. Сердечко давало сбои. Была под наблюдением в краевой больнице. Рожать отправили аж в Москву. Риск был большой. Родился кареглазый мальчуган. Сейчас уже в школу ходит.

Но после родов у Лены вовсе сердечко стало сбои давать и решили ее прооперировать. Врачи рекомендовали в самое ближайшее время. Да и чувствовала она себя очень плохо. Постоянная слабость, одышка. Вся бледненькая, ни кровинки. Нина, дочка, была настроена оптимистично, а вот бабушка Галина всю себя извела. Опять в молитвах. И так всю жизнь… Но операция прошла успешно. Все обошлось благополучно.

-А я и день, и ночь на коленях стояла и Бога просила, чтобы всех нас простил за наши прогрешения и спас нашу Леночку.- Так потом рассказывала Галина. Так и вышло. Все обошлось хорошо. Врачи сказали, что она сможет еще имеет деток. Вот мы и ждем второго, говорят девочка будет.

-Только вот Володя, муж, ничего этого не видел. Умер он прямо за столом, ужинали мы все. Тромб оторвался, скончался скоропостижно. Лена только в институт поступила. Через два года и свекровь померла. Так я и осталась в этом большом доме с Леной. Дети не далеко живут, в городе, правда. Приезжают часто. А Лена, со своей семьей, пока со мной живут. Муж у нее военный.

Он сейчас за границей. Скоро приедет и заберет ее.

-Как я потом буду одна? – Сокрушается Галина.

Мне часто приходилось присутствовать при разговорах этих двух соседок, тети Милы и Галины. Хорошо знала ее большую семью. Удивительно, как смогла эта хрупкая на вид женщина, сплотить всех. Где дорожат каждым членом семьи, будь то дяди, тети, братья или сестры, снохи или зятья.

Как хорошо, что есть такая добрая, милая мама, бабушка как Галина, которая всех обогреет, накормит, угостит, да еще и подарочки всем выкроит, а ведь одних только внуков и правнуков четырнадцать, да дети…

Очень дружная у Галины, большая семья. И каждый из них делает все возможное, чтобы она оставалась такой. Чтобы все поддерживали друг друга и гордились друг другом.

-Значит не зря она жила!