Найти тему
Другой Моделизм

Поговорим о "восьмидесятке". Часть третья: 21 век начинается

Предыдущая часть

История Т-80, казалось бы обособленная, на самом деле очень тесно связана с Т-72. Восстановление и перезапуск отечественного танкостроения начались с объединения под эгидой Ростеха всех профильных предприятий в концерн УВЗ. Под УВЗ оказался и Омсктрансмаш. Этот шаг на корню ликвидировал возможную конкуренцию внутри отрасли. Все нити управления танкостроением были собраны в одних руках, тем самым устраняя возможность повторения эпопеи с "танковой триадой".

Обычно все организационные изменения остаются вне фокуса внимания патриотов, хотя они важнее, чем презентации новых моделей или какие-то громкие анонсы. Как известно, порядок бьет класс, а без выстраивания стройной системы смежников промышленность работать эффективно не может. Не случайно создание концерна УВЗ в его нынешнем виде, анонс разработки перспективного поколения бронетехники и первые шаги по обновлению танкового парка ВС РФ последовали друг за другом.

Несмотря на тяжелые времена, отечественные танкостроители в условиях хронического недофинансирования продолжали вести различные работы как по созданию перспективных образцов, так и модернизации существующего парка. В свое время нашумел проект модернизации Т-72Б, известный как Т-72Б2 (ОКР "Рогатка"). Это была модернизация по принципу "дорого-богато": на 72-у навешали все, что только можно. И потому в 2012 году у патриотов случился лютый баттхерт, когда МО объявило о закупке партии танков Т-72Б3, ставших, по сути, Т-72Б обр. 1989 г. с ТПВ-прицелом Сосна-У.

Простенькая, бюджетная модернизация Т-72 никак не вязалась с представлениями патриотов о промышленности, которая по щелчку пальцев должна выдавать на гора все их хотелки. Но Т-72Б3 стал очень важной машиной. Да, недозащищенный, да, примитивный, но все-таки первый по-настоящему массовый основной танк с тепловизором в Российской армии. Но промышленность после десятилетий простоя не может моментально начать выпускать что угодно. Начинать ее разгонять нужно с чего-то более простого, чем топовые модели, попутно разгоняя и смежные производства. И ладно еще всевозможные продукты мехобработки. Со времен СССР ахиллесова пята нашей бронетехники это электроника, и всеми поносимая "Сосна-У" с Т-72Б3 стала тем самым прибором, который должен был вытащить эту отрасль промышленности с глубокого дна.

Именно на Т-72Б3 пути 72-ки и 80-ки снова пересеклись. Именно в начале 2010-х вместо очередного сокращения началось увеличение численности Сухопутных войск. Часть бригад снова стали дивизиями, а после 2014 года началось формирование новых соединений. И Т-80 снова пошли в войска. Да, те самые Т-80БВ, которые были старше своих экипажей, которые помнили еще времена ЗГВ и песок Альтенграбова. И причина возвращения Т-80 была очень проста - Т-72 стало не хватать.

Проблема, которую не желают видеть поющие осанну унификации патриоты - износ техники. Эксплуатация тысяч Т-72, участие их во всех возможных и невозможных конфликтах новой Смуты привели к неизбежному выходу из строя техники в огромных количествах. Да, не единомоментному, да, перманентному, но вполне реальному. И заменяли списанную или отправленную на капремонт (а в 1990-е это часто означало упокоение машины на площадке хранения БТРЗ) технику на взятую с хранения. Отсутствие ритмичного выпуска танков (да и вообще любых боевых машин) на протяжении 20 с лишним лет привело к вымыванию фондов хранения. Вот тут и пришлось вспомнить про Т-80.

Следующая часть