Недавно посмотрела один из десяти лучших фильмов 2022 года «Достать ножи: Стеклянная луковица». Господи, какие же там отвратительные персонажи. Хотя... фильм мне все равно понравился – рекомендую! Там такой импозантный Дениэл Крейг. Он явно косит под Пуаро и это у него получается сногсшибательно!
С первых же минут фильма мы с мужем синхронно вспомнили Агату Кристи (не буду спойлерить какое именно произведение, но если вы уже смотрели «Луковицу», напишите в комментариях какие у вас были ассоциации). Увы, сюжет стал предсказуемым. Но с другой стороны здорово, что Агата Кристи до сих пор вдохновляет режиссеров!
По словам режиссера «Стеклянной луковицы» Райана Джонсона, «Смерть на Ниле» и «Зло под солнцем» служили ему вдохновением во время работы (также он упоминал фильм «Последний из Шейлы», на который ссылался и в предыдущем фильме про Бенуа Бланка «Достать ножи»). Ну что ж, ему виднее. Однако мне вспомнился совсем другой фильм по Агате Кристи.
Джонсон писал сценарий во время карантинов в 2020 году, поэтому ему импонировала идея отправить героев в теплые края и поехать туда вмести с ними. Фильм снимался в 2021 году в Греции, в том числе на острове Спецес. Интересно, что сцены, которые по сценарию происходят в Нью-Йорке, были сняты в Сербии.
Мне нравится, что у съемочной группы был масочный режим и «ковидная команда», которая отвечала за тестирование и безопасность (то же самое было и во время съемок последнего фильма про Индиану Джонса). Мало того, в начале фильма герои сидят на карантине и периодически ходят в масках (правда, не все: некоторые их игнорируют)!
Во время просмотра я не заметила, но потом прочитала, что в эпизодических ролях (самих себя) в «Стеклянной луковице» снялись Анджела Лэнсбери и Стивен Сондхайм. У них даже есть говорящие псевдонимы в игре, в которую играют герои: MSheSolved у Лэнсбери (отсылка к сериалу «Она написала Убийство») и FleetSt и Сондхайма (отсылка к «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит», музыку к которому он написал). Кстати, Анджела Лэнсбери снималась в «Смерти на Ниле», который так нравится режиссеру «Стеклянной луковицы»...
Короче говоря, снова все замкнулось на Агате Кристи, поэтому расскажу кое-что интересное про нее. Недавно прочитала книгу судмеэксперта Карлы Валентайн «Рецепт убийства» (уже писала о ней, ссылка под цитатой), в которой неоднократно упоминается «Смерть на Ниле». Например, в связи с огнестрельным оружием, которого на борту парохода было слишком уж много. Оказывается, в те времена (1930-е годы) это было в порядке вещей:
«...один из отчаявшихся сыщиков, полковник Рейс, восклицает: "Что тут, на этом чертовом пароходе, у каждой девицы пугач с перламутровой ручкой?" Что ж, вполне вероятно! Огнестрельное оружие было гораздо более доступным и распространенным до принятия закона об огнестрельном оружии в 1937 году (год публикации "Смерти на Ниле"), и женщинам нравились изящно украшенные пистолеты, которые помещались в сумочку и не выглядели странно рядом с компактной пудрой». В 1920-х годах некоторые косметические компании стали производить наборы в виде пистолета. В рукоятке была пудра, а помада – в форме пули! – располагалась в стволе (...) В это сложно поверить, но в "Хэрродсе", знаменитом фешенебельном универмаге, действительно продавалось огнестрельное оружие, а в элитном универмаге "Селфриджес" даже был женский оружейный клуб, расположенный на крыше!» (Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика глазами судмедэксперта»).
Больше всего мне понравились главы про документы и почерк, а также про судебную баллистику: несмотря на то, что в книгах Агаты Кристи огнестрельное оружие встречается не очень часто – она гораздо лучше разбиралась в ядах, – писательница обладала базовыми знаниями об оружии и о траектории движения пули. Правда, иногда она ошибалась, поэтому в ее произведениях есть неточности:
«В романе "Таинственный противник" дерзкий американец Джулиус Херсхейммер носит с собой "пистолетик" – внушительных размеров наган, – который он ласково зовет Малышом Вилли (есть в этом что-то от Фрейда). Позднее в этой же книге Агата по ошибке называет Малыша Вилл револьвером – совершенно другим типом оружия» (Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика глазами судмедэксперта»).
Прочитать или послушать аудиоверсию (аудио, кстати, не рекомендую, так как в тексте многовато терминологии, поэтому его надо довольно внимательно читать) «Рецепта убийства» этой книги можно на Литрес: текст, аудио.
Пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подпишитесь на канал, если еще не подписаны.
Автор текста: Анна Ремиш.
Текст запрещен к копированию.