Найти тему
Артельный Ряд

"Шумящие" подвески

Шум кажется нам неизбежным злом нашего постиндустриального мира. Но не всякий шум, по мнению наших предков, был плохим! Так, например, шумящие подвески - один из самых распространенных славянских и финно-угорских оберегов.

зооморфные украшения из Минино, 11-12 вв.
зооморфные украшения из Минино, 11-12 вв.

Звон, издаваемый ими, с незапамятных времен считался защитой от внешних вредоносных сил. В юго-восточной части северной Руси, в областях, контактных с финно-уграми, встречаются шумящие браслеты - с ушками по краям для крепления колечек. Финно-угорские женщины носили и перстни с шумящими бубенчиками. Подобные украшения-амулеты должны были оградить своим звоном хозяйку от злых духов и недобрых чар.

Шумящие подвески изготовлялись, как правило, в виде утки или коня-оленя, либо это были привески в форме утиных лапок или бубенчиков. Кстати, изображения утки появились на русском Севере очень давно, еще в эпоху неолита - видимо, уже тогда утка была промысловой птицей. Бронзовые полые изображения водоплавающих птиц были популярны у волго-камских народов и у населения Приладожья с 6 по 14 вв.
В мифологии карел и коми есть миф об утке-демиурге, прародительнице мира. Согласно его повествованию, утка снесла яйца на коленях Матери Вод, и из них возник мир.
На территории Костромского края автохтонным населением являются финно-угры: меря, чудь, марийцы. По данным археологов можно судить о присутствии в культуре меря стойких тотемических представлений: в качестве оберега чаще всего использовались фигуры коня и водоплавающие птицы. Древнейшие изображения водоплавающих птиц связаны с промысловой охотничьей магией. Чаще всего их находят на местах, где происходили общинные мольбища. Форма подвесок на оберегах мерян - все те же утиные лапки и бубенчики. На спине фигурок часто можно увидеть концентрические круги - символ животворящего Солнца.

Подвеска из ассортимента Артельного Ряда
Подвеска из ассортимента Артельного Ряда

Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знаток славянского язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке.

Такое же защитное значение имели и утиные лапчатые привески на средневековых подвесках -амулетах. Изображение утиных лапок как элемент орнамента встречается на лепной керамике из Белоозера, использовалось оно и в качестве штампика на глиняных грузиках для сетей. А на Северной Двине их изображали на обрядовых санях для масляничного катания с гор даже в первой половине 19 в.!

Подвеска из ассортимента Артельного Ряда
Подвеска из ассортимента Артельного Ряда

Изначально все виды подвесок с изображением животных делались с одной головой. И лишь со временем начинают преобладать двухголовые варианты - на две стороны света ("тяни-толкай"). Традиция эта также восходит еще к эпохе неолита. В 1954 г. археолог А. М. Раушенбах при раскопках неолитической стоянки Николо-Перевоз в Московской обл. нашла роговую пластину с двумя утиными головами, обращенными в разные стороны. В пластине есть отверстие, за которое ее подвешивали или крепили. Возможно, это деталь шаманского наряда эпохи неолита. Сегодня найденная подвеска находится в экспозиции Государственного Исторического музея в Москве.

Тихий постоянный шум, который издавали при ходьбе такие подвески, должен был отогнать от человека злых духов и привлечь в его жизнь удачу и благополучие.
#артельныйряд #пискунова37 #литье #подвески #история

Наука
7 млн интересуются