Шум кажется нам неизбежным злом нашего постиндустриального мира. Но не всякий шум, по мнению наших предков, был плохим! Так, например, шумящие подвески - один из самых распространенных славянских и финно-угорских оберегов.
Звон, издаваемый ими, с незапамятных времен считался защитой от внешних вредоносных сил. В юго-восточной части северной Руси, в областях, контактных с финно-уграми, встречаются шумящие браслеты - с ушками по краям для крепления колечек. Финно-угорские женщины носили и перстни с шумящими бубенчиками. Подобные украшения-амулеты должны были оградить своим звоном хозяйку от злых духов и недобрых чар.
Шумящие подвески изготовлялись, как правило, в виде утки или коня-оленя, либо это были привески в форме утиных лапок или бубенчиков. Кстати, изображения утки появились на русском Севере очень давно, еще в эпоху неолита - видимо, уже тогда утка была промысловой птицей. Бронзовые полые изображения водоплавающих птиц были популярны у волго-камских народов и у населения Приладожья с 6 по 14 вв.
В мифологии карел и коми есть миф об утке-демиурге, прародительнице мира. Согласно его повествованию, утка снесла яйца на коленях Матери Вод, и из них возник мир.
На территории Костромского края автохтонным населением являются финно-угры: меря, чудь, марийцы. По данным археологов можно судить о присутствии в культуре меря стойких тотемических представлений: в качестве оберега чаще всего использовались фигуры коня и водоплавающие птицы. Древнейшие изображения водоплавающих птиц связаны с промысловой охотничьей магией. Чаще всего их находят на местах, где происходили общинные мольбища. Форма подвесок на оберегах мерян - все те же утиные лапки и бубенчики. На спине фигурок часто можно увидеть концентрические круги - символ животворящего Солнца.
Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знаток славянского язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на конях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке.
Такое же защитное значение имели и утиные лапчатые привески на средневековых подвесках -амулетах. Изображение утиных лапок как элемент орнамента встречается на лепной керамике из Белоозера, использовалось оно и в качестве штампика на глиняных грузиках для сетей. А на Северной Двине их изображали на обрядовых санях для масляничного катания с гор даже в первой половине 19 в.!
Изначально все виды подвесок с изображением животных делались с одной головой. И лишь со временем начинают преобладать двухголовые варианты - на две стороны света ("тяни-толкай"). Традиция эта также восходит еще к эпохе неолита. В 1954 г. археолог А. М. Раушенбах при раскопках неолитической стоянки Николо-Перевоз в Московской обл. нашла роговую пластину с двумя утиными головами, обращенными в разные стороны. В пластине есть отверстие, за которое ее подвешивали или крепили. Возможно, это деталь шаманского наряда эпохи неолита. Сегодня найденная подвеска находится в экспозиции Государственного Исторического музея в Москве.
Тихий постоянный шум, который издавали при ходьбе такие подвески, должен был отогнать от человека злых духов и привлечь в его жизнь удачу и благополучие.
#артельныйряд #пискунова37 #литье #подвески #история