Добрый день!
Коучи ICF в любой ситуации находят ресурс и точку опоры. Звучит парадоксально, не так ли? Как можно найти ресурс в страхе или переживаниях? Разберемся в статье на примере отрывка реальной коуч-сессии.
Коуч: ещё раз добрый день. Подскажи, пожалуйста, можем ли поставить часть сессии на запись, транскрибировать ее и выложить в мой канал в открытый доступ?
Марина: да, можем, я не против, имя тоже можно указать.
К: спасибо большое. Несколько минут назад ты озвучила цель на сессию, можешь ли повторно поделиться?
М: хочу принять важное для меня решение без эмоционального контекста.
К: стоит ли нам оставаться на слове "важное"?
М: думаю, что нет.
К: хорошо, эмоциональный контекст - что это для тебя?
М: это мои эмоции в широком смысле. Различные переживания, страхи, опасения, гнев, ярость, слезы, упущенные возможности.
К: могу я поделиться?
М: да, делись любыми наблюдениями, они часто вызывают новые мысли;
К: ты говорила про переживания, страхи, опасения и другие эмоции, а потом переключилась на упущенные возможности. Для меня упущенные возможности будто бы не являются эмоцией, а ты как считаешь?
М: да, это не эмоция, это скорее последствие, которое возникает из-за слишком большого количества эмоций. Мне кажется, что мои эмоции завладели мной и я не способна самостоятельно принимать решения.
К: я слышу, что твои эмоции завладели тобой, но при этом ты не можешь принимать решения. А кто в таком случае принимает решения?
М: я и принимаю, но на основе эмоций, а не фактов и рассудительности. Часто мной руководит импульс, порыв.
К: А зачем тебе принимать решения на основе фактом и рассудительности?
М: ну, как же. С холодной головой приходят более эффективные решения, они не вредят окружающим.
К: могу я попросить тебя привести пример?
М: да. Вот недавно на работе мы получили "срочное и важное" задание, которое не требовало переноса дедлайнов. Тогда я почувствовала страх, напряженность, тревогу, гнев на руководство. Подорвала всю команду и мы каким-то чудом всё успели, даже принесли денег компании.
К: а если говорить на ситуациях, когда решение было принято на основе фактов и без эмоций?
М: таких ситуаций немного меньше, но одну помню. Сотрудник долгое время не выполнял свою работу, приняли решение расстаться с ним на положительной ноте, наняли в штат другого.
К: ты привела в пример две разных ситуации, осталась ли ты удовлетворена их результатами?
М: в первой ситуации (смеется) будто бы удовлетворенность больше, мы ответили на реальный вызов, что сплотило коллектив.
К: ты смеешься, о чем этот смех?
М: я нашла некоторый парадокс в своих словах, хочу избавиться от эмоций, но эмоции привели к результату.
К: и вот когда ты говоришь сейчас об этом, что чувствуешь?
М: желание достигать таких результатов снова, но с меньшими эмоциональными переживаниями, хочу научиться принимать ситуации не так близко к сердцу.
К: ранее ты озвучила цель на сессию: "принять важное решение без эмоционального контекста". Как тебе эта цель сейчас?
М: цель точно изменилась, эмоции нужны, но хочется их контролировать и сделать так, чтобы они не отражались на моем состоянии так сильно.
К: тогда как бы ты сформулировала нашу цель на сессию?
М: научиться работать со своими эмоциями, оставлять сильные эмоции, но уметь их экологично переживать.
К: можем завершить запись, а потом продолжить наш разговор?
М: да, завершаем. Я бы хотела поблагодарить тебя за эти несколько минут. Запись будто бы снова подстегнула меня к действиям, потому что я испытала некоторое волнение, когда ты предложил идею. Но вот это волнение будто стало новым ресурсом, я начала думать системно.
К: спасибо, что честно поделилась. Запись завершаю.
P.s. на публикацию отрывка сессии получено письменное согласие клиента. Клиент проинформирован о том, что текст может быть удален с канала в любой момент при соответствующем обращении клиента.
Что мы увидели в отрывке сессии?
Клиент первоначально обратился с одним запросом, но запрос в ходе сессии поменялся. Клиент нашел важный ресурс в своих эмоциях, точку опоры.
Изначальный запрос: хочу принять важное для меня решение без эмоционального контекста.
Конечный запрос: научиться работать со своими эмоциями, оставлять сильные эмоции, но уметь их экологично переживать
Изначально клиент хотел принять решение на основе фактов и избавиться от эмоций, которые мешают. Немного позже клиент осознал, что для него важнее научиться работать с эмоциями, выделять из них сильные и экологично переживать. Клиент пересмотрел взгляд на свою проблему и получил некоторую мотивацию от осознания.
Дорогие читатели, как вам этот кейс? Откликается? Были ли у вас в жизни подобные ситуации?
Буду благодарен за комментарии.