Почему-то так сложилось, то у меня есть любимые "осенние" книги. Они не об осени и даже время действия там не всегда осень, но в моей жизни они пояявились именно в эту поэтичную пору, в далеком 2013м – самом пожалуй пустом году. Наряду с еще двумя я бы вычеркнула его из своей жизни и ничего не потеряла бы. Кроме этих книг, которые слушала, а не читала и до сих пор нет у меня этих книг на бумаге. Их нельзя взять в руки и поставить на полку. Они - голоса, эфемерные и успокаивающие.
Так, первая, почти еще летняя. "Женщина с большой буквы Ж" – юмористическая проза Эльвиры Барякиной. Именно в том году я наткнулась на Эльвирин сайт "Справочник писателя" и решила ознакомиться с ее трудами. Исторические романы меня не пленяют, но оказывается, она пишет и сказки, и фэнтези, и юмор. Эта книга – о советской (в прошлом) девушке Маргарите Теньшовой, которая, переехав в Штаты, стала литературным агентом Мардж Тенш. Книга состоит из небольших историй из жизни Мардж, которые Эльвира публиковала ранее в своем ЖЖ и собрала кучу подписчиков. Неудивительно! Люблю такие вещи – то уморительно смешно, то пронзительно серьезно. Иначе бесконечный юмор приедается и вкуса уже не чувствуешь. Стеб ради стеба никогда меня не прельщал и ни одну такую книгу я до конца не дочитывала. Но эта – другое дело. Что-то а-ля я пыталась изобразить, когда писала про Люсю несколько лет назад. Кстати недавно перечитала и нашла эти записи любопытными. Надо бы к ним вернуться...
Вторая книга – уже октябрь. По моим ощущениям и воспоминаниям, разумеется. "Практическая магия" Алис Хофман. Если вы припомнили одноименный фильм с Сандрой Баллок и Николь Кидман, все верно – он снят по этому роману. Однако не назову ни одной пары книга-фильм, которые были бы настолько хороши каждый по своему и погружали в настолько разную атмосферу. Фильм этот я посмотрела благодаря моей ученице и влюбилась. Как человек музыкальный я не могла не оценить таланта Алана Сильвестри (кстати, был еще один саундтрек, но его забраковали и, послушав его, я согласилась). Музыка подняла этот фильм на небывалую высоту, равно как и природа острова, таинственный дом тетушек и игра всех актрис. Фильм в полном смысле женский: три поколения сестер под одной крышей, их взаимоотношения, и непохожесть друг на друга, плюс магия и юмор. Магию я ощутила как декорацию – такую же, как остров и музыку, не больше.
Что до книги – там ее еще меньше, но она настолько въелась в плоть и кровь каждой героини, что они на нее внимания не обращают. Они видят явные знаки во всем: в склонившихся к земле цветах, в запахе ветра, в пауке, плетущем свои сети, в алых закатах. Все это настолько образно и символично дополняет сюжет, что даже такому визуально нечуткому человеку, как я не остаться равнодушным.
Книга намного спокойнее, в ней нет такой драматической кривой и многие моменты просто не узнать. Если вы сравниваете эти два явления по википедии, там все разжуют и найдут десять отличий, но я от сравнений отказалась, послушав книгу. Это просто два разных мира, хотя населяют их герои с одинаковыми именами и схожими историями. Книгу я пересушивала две осени подряд, а кино пересматриваю, когда снова хочу услышать знакомые голоса без перевода, втягивающую музыку на фоне декораций острова. Не могу сказать насколько часто – теперь реже, потому что помню его почти наизусть.
И наконец, третья, книга-ноябрь (по сюжету там ранняя весна, но похоже) "Асфальт" Гришковца. Удивило количество негативных отзывов в сети, да и друзья, которым я ее дарила будучи под впечатлением, отложили в долгий ящик, даже не попытавшись продраться. Быть может именно слушать такую книгу лучше? Быть может, спектакли Гришковца занимательнее, чем книги, но я и не ждала от нее блокбастера с сюжетом, как синусоида и моралью, как у Крылова. Бытовуха, Москва, кризис среднего возраста, обычные люди, но сила автора как всегда в умении подмечать детали. И на фоне всего этого – рассказ о якобы самоубийстве давней подруги главного героя. Он пытается разобраться, что к чему, не заваливаясь в детектив. Думаю, чувства героя знакомы многим из нас при потере близкого. Остро ощущаешь две вины: почему это случилось не с тобой, и почему ты не был рядом. Не только в тот момент, а вообще рядом. Словно это могло что-то изменить, и ты бы обязательно заметил, что человек ходит по грани. По сути, эта сюжетная линия склеивает множество других историй, который произошли в жизни героя за 37 лет. И каждая человеческая жизнь, какой бы обыкновенной она ни казалась, удивительна интересна. Кстати, очень по-разному эта книга воспринимается, когда слушаешь ее в 27 или в 34) надо попробовать снова, в свои 37.
А у вас есть любимые осенние книги? Лично для вас осенние?