I.
Изначально я не собирался подробно разбирать спектакль «Баба Шанель». Он не подразумевает глубокого психологического анализа. Уже сам постер спектакля говорит о том, что это всего лишь красивое развлекательное шоу и не более. Но меня «вдохновили» некоторые не очень лестные отзывы о нём и захотелось, во-первых, восстановить справедливость, а, во-вторых, кое-что разъяснить тем зрителям, которые его не восприняли в силу своей глубокой нравственности и кристальной душевной чистоты.
Начну с сайта Ticket Land, на котором обычно или покупаю билеты (если непосредственно на сайтах театров этого сделать нельзя), или смотрю какую-то справочную информацию, в том числе отзывы. И обычно, какой бы скандальный ни был спектакль, хороших отзывов на этой площадке в разы больше. Отрицательные тоже присутствуют, ибо всегда найдутся любители побрюзжать, но их традиционно мало.
Спектакль «Баба Шанель» на сайте «Театра Луны» идёт с пометкой «премьера», поскольку он совсем молодой, впервые был показан 20 июля 2022 года. И, соответственно, отзывов о нём на Ticket Land тоже немного – всего 10. Но, из них 5 положительных и 5 отрицательных. Поровну. И это странно. К тому же отзывы какие-то на удивление нелепые.
Например, пользователь Михаил пишет 9 февраля 2023 «Это не спектакль! Это бездарщина! Люди уходили, муж спал. Как такое вообще можно ставить? Скучно, не интересно… вечер в топку». Я не буду острить по поводу мужа Михаила. Может, и муж у него, а, может, у Михаила с женой просто один аккаунт. Дело не в этом. Меня поразил сам факт, что какой-то мужчина взял да и заснул… на эротическом шоу! Мне вообще трудно представить мужчину, которому не понравились бы молодые танцующие девушки с внешностью топ-моделей. Но представить, что он ещё и заснул, я просто физически не могу. Как это было? Обиделся, что вместо реальных 90-летних бабушек, которые фигурируют в авторской редакции пьесы, на сцене молодые девушки? «Маша, где обещанные бабушки? Я больше не могу смотреть на внеземную красоту с длинными ногами, я сейчас засну», – обиженно и подчёркнуто громко, чтобы услышали другие зрители, пожаловался Михаил жене, - даме дородной, степенной и благонравной. После чего, под её безмолвное снисходительное одобрение, целомудренно погрузился в глубокую гибернацию.
Ещё один пользователь, поставивший на Ticket Land отрицательную отметку, пожаловался на то, что в спектакле «чуть ли не стриптиз показывали».
Ну, и последняя категория комментариев, которые вызывают у меня недоумение, положительные, но излишне заумные: «После спектакля мы с мамой долго обсуждали основную мысль спектакля, и то, как прекрасно актерам и режиссеру удалось преподнести такую важную тему».
Какая ещё важная тема может быть в постановке, на постере которой указано, что это «бурлеск по-русски»? Иногда танец – это просто танец, а групповое распитие крепких алкогольных напитков – это всего лишь застолье.
У меня есть привычка перед каждым спектаклем знакомиться с текстом пьесы, во-первых, для того чтобы лучше понимать действие на сцене, а, во-вторых, чтобы оценить работу режиссёра, посмотреть как он воплотил идею автора. Обычно я читаю незнакомую пьесу в электричке по дороге в театр, но в тот день у меня поднялась температура и буквы на экране смартфона плясали, не давая себя прочесть. И хорошо, что так, потому, что приятное предвкушение спектакля было бы испорчено. Текст я прочитал только на следующий день.
II.
Пьесу «Баба Шанель» написал в 2010 году известный екатеринбургский драматург Николай Коляда. Действие происходит в актовом зале ДК ВОГ (Всеросийского общества глухих). Пять старушек в возрасте от 70 до 90 лет отмечают десятилетний юбилей своего ансамбля «Наитие». Интенсивно (и в какой-то степени даже карикатурно) накачиваются водкой, закусывают салатами оливье, винегрет, а так же селёдкой под шубою. Когда их рты освобождаются ненадолго от водки и салатов, старушки шутят, сплетничают и сквернословят. Накал страстей достигает апогея в тот момент, когда художественный руководитель Сергей Сергеевич приводит к столу новую участницу ансамбля 55-летнюю пенсионерку Розу Николаевну. Но не этим действием туповатый Сергей Сергеевич умудрился испортить юбилей, а тем что именно сейчас, когда всем так весело и хорошо, объявил, что Роза Николаевна назначается единственной солисткой ансамбля, а все остальные будут отныне на бэк-вокале. Естественно, такое сообщение породило жесточайший буллинг со стороны участниц ансамбля по отношению к новой солистке. Оскорблённая Баба Шанель, а именно так окрестили старушки Розу Николаевну за то, что от неё пахнет духами, уходит. Взбешённый Сергей Сергеевич тоже исчезает за кулисами, но перед этим морально втаптывает в грязь своих престарелых подопечных (цитата): «Вы клоунессы, понимаете? Фрики долбанные! Куклы разрисованные, матрёшки! Русско-народное говно!» Застолье продолжается. Старушки за глаза перемывают косточки своему руководителю и новой солистке. А потом, прихватив со стола водку и закуску, льстиво идут мириться. На этом (слава тебе, Господи Всемогущий!) опускается занавес.
Пьеса юмористическая, но я не нашёл ни одной шутки, над которой смог бы посмеяться. Даже когда остроумно коверкается фамилия Шостаковича на Штож-таковича. Или когда Капитолина произносит дразнилку: «Мотоцикл-цикл-цикл всю дорогу обосикал. Самосвал-вал-вал всю дорогу…» Всю дорогу что? Разровнял? Укатал? Или что? Я что-то не помню, какое слово нужно вставить. Я в последний раз над этой дразнилкой смеялся в детском саду. Или вот ещё фрагмент. Капитолина достала помаду и красит губы. Далее цитата:
«Ираида. Дай мне.
Капитолина. Рука в говне. Свою надо иметь».
Тут я ничего не комментирую, просто ставлю смайлик с тупо выпученными глазами.
Идём дальше.
Нина к Тамаре Ивановне обращается: «Совсем чёкнулась. Как Брежнев на мавзолее». Причём, на сцене это звучит как «Брежнев в мавзолее». Посмейтесь немножко, а потом продолжим.
Кусочек из пьесы:
«Сергей. Нашего выдающегося ансамбля.
Все жуют и повторяют:
мбля».
Вот такие прекрасные и очень смешные шутки, мбля. А я давеча ругал американский стендап. Погорячился, конечно, недооценил, пока не сравнил с русским стендапом.
Я погуглил немного о драматурге Николае Коляде. Почитал статьи, посмотрел некоторые его лекции для студентов Екатеринбургского государственного театрального института. Поддерживает «Единую Россию», создал театр имени себя в Екатеринбурге, написал множество рассказов и около 130 пьес. Причём, 130 было три года назад. Сейчас, думаю, все 150. И далее число будет только расти. Для сравнения. Шекспир написал всего 38 пьес. Островский 47. Теннесси Уильямс 75 и это вроде бы уже много, но издательство АСТ, выпустившая сборник пьес Уильямса в нынешнем 2023 году, включило в него только 4 пьесы. Потому что они лучшие. Много - это не значит хорошо. Шедевров даже у отдельно взятого автора изначально немного. Александр Грибоедов написал около 50 книг, но мы знаем и помним его только по одной пьесе «Горе от ума». И я очень надеюсь, что из 130 или 150 пьес Николая Коляды хотя бы четыре, вытянут на уровень Теннесси Уильямса или одна – на уровень Грибоедова или Шекспира. И тогда драматург останется в Вечности. Но, я уверяю вас, что пропуском в эту творческую Вечность «Баба Шанель» точно не будет.
Посмотрел я в Ютубе так же запись спектакля в авторской интерпретации в том самом "Коляда-театре", где половину бабушек действительно играют бабушки, а другую половину – плоскогрудые мужики с плохо загримированными лиловыми от щетины скулами. И участницы там действительно в сарафанах и кокошниках. И всё это ужасно скучно и пошло. Я очень внимательно изучаю афишу спектакля, его описание, фото, прежде чем купить билет. И на такое представление я никогда бы не пошёл. Но, я так же внимательно посмотрел афишу в «Театре Луны» и прочитал, что бабушек будут играть очаровательные леди в возрасте от 25 до 35 лет. И на фото увидел, что вместо кокошников у них будут весьма современные стильные шёлковые платки, которые будут повязаны то на голове, то на шее, а вместо сарафанов – умопомрачительные откровенные чёрные платья Шанель и чёрные капроновые колготки. И только поэтому я пошёл. Я чувствовал, что будет что-то фееричное. И не ошибся.
III.
Пьеса «Баба Шанель» - это худшее, что я когда-либо читал, а вот её воплощение в «Театре Луны» - это лучшее, что я когда-либо видел. И тут наглядно продемонстрировано, что главный творец в театре всё-таки не автор, а режиссёр. Я часто слышу, как ругают режиссёров за «новаторство», за «искажение авторской мысли», но очень часто именно это новаторство и именно это искажение делает из заурядной пьесы произведение искусства. Поэтому, не ругайте режиссёров, а лучше внимательно читайте афишу и отзывы. Ходите в театр не на автора пьесы, а на режиссёра. Тогда после спектакля не будет досадных обид и разочарований.
Спектакль «Баба Шанель» в «Театре Луны» поставила Наталья Когут. Давайте подумаем, какой приём был использован, чтобы из пьесы про старых бабушек получилось фееричное шоу с молодыми девушками? Я думаю, Наталья взяла текст Николая Коляды и фильм «Бурлеск», снятый Стивом Энтином в том же 2010 году, когда была написана пьеса, тщательно перемешала их в своём сознании и создала на основе полученного блестящий мюзикл в жанре нео-бурлеск, или, как обозначила его сама режиссёр, бурлеск по-русски. Бурлеск – это разновидность развлекательного театрального эротического шоу, близкого к жанрам мюзикл и водевиль. Бурлеск произошёл от французского слова «burlesque» – шутка. В постановке «Театра Луны» бурлеск выражается не только в танцах и музыке, не только в стрип-пластике, но и в своём первоначальном викторианском значении – насмешке над литературным произведением. Так же, как Николай Коляда надсмехается в пьесе над вымышленным ансамблем «Наитие», сценическая «Баба Шанель» вольно или невольно надсмехается над своим же первоисточником. Кроме того, тут явная пародия и аллюзия на фильм Стива Энтина. При этом, все смеются, танцуют, поют и всем хорошо. Вот, что значит бурлеск, нео-бурлеск или бурлеск по-русски.
В начале статьи я приводил возмущённый отзыв зрителя о том, что на сцене «был чуть ли не стриптиз». Но бурлеск, зародившийся ещё в XIX веке, как раз и стал предвестником современного стриптиза. Бурлеск – это и есть «чуть ли не стриптиз».
Режиссёр Наталья Когут параллельно с театральной деятельностью много лет преподавала стриптиз и стрип-дэнс в созданной ей «Женской школе» и не только в ней. Поскольку у неё есть и театральное, и хореографическое образование, она актёрам преподавала искусство стрип-пластики, а стриптизёршам из клуба «Распутин» - искусство актёрского мастерства.
В спектакле «Баба Шанель» задействованы молодые артистки. У каждой роли есть по две исполнительницы, дублирующие друг друга, рандомно меняющиеся от спектакля к спектаклю. Внешность у них разная и разный цвет волос, но именно 24 сентября, в день, когда смотрел его я, звёзды сошлись так, что на сцене оказались сразу пять блондинок Анастасия Терехова, Марина Иванова, Александра Барышева, Полина Крюкова и Олеся Дудниченко. И, понимаете ли, образ стройной молодой блондинки в чёрном платье Шанель – мой эталон. Прекраснее этого образа для меня уже на этой планете нет ничего. Никакие красоты морского заката или остроконечные заснеженные горные пики этот образ не затмят. И никакие цветы мира с ним не сравнятся (сакура, там, или роза). А если блондинки к тому же изящны, грациозны и сексуальны и имеют чувство юмора – это вообще полный идеал. И всё это собралось в одно время в одном месте таким удивительным образом, что придало мне смелости сказать ранее и повторить сейчас: «Баба Шанель» в «Театре Луны» - это лучшее (ну, или одно из лучших), что я видел в театре.
А по поводу «основной мысли», «важной темы» и «глубокого смысла», которые ищут пытливые зрители, я могу сказать одно: их нет. Как бы это трагично не звучало для русского человека, любящего во всём находить какой-то философский подтекст. Сходите на этот мюзикл. Не думайте о высоких материях. Поменьше вникайте в текст, постарайтесь просто насладиться зрелищем и получить заряд хорошего настроения на долгое-долгое время.
P.S. Фото взяты с официального сайта "Театра Луны".