Найти тему

Тайна смерти Сергея Есенина

Оглавление

Сергей Есенин – мой любимый поэт.

Я достаточно глубоко интересуюсь его творчеством и биографией. С историей его смерти я для себя разобрался достаточно быстро, и лично для меня она особого интереса никогда не вызывала.

Однако многие люди, когда я говорю им о своём интересе к жизни Сергея Есенина и о том, что вожу людей на экскурсии в Константиново (на Малую Родину поэта), то очень многие люди у меня спрашивают: “Ой, а его убили или он сам повесился?”.

Поскольку я – человек пишущий, то под интересы читателей подстраиваюсь. Поэтому я и написал данную статью. В ней я обосную, почему трагедия в Англетере, которая произошла в ночь с 27 на 28 декабря 1925-го года – именно самоубийство. И ни что другое.

Самоубийство, на тот момент, ни у кого сомнений не вызывало, поскольку дверь в номере, в котором жил Есенин, была заперта, а, когда её открыли, то увидели Есенина в петле. Никаких оснований полагать, что в ту роковую ночь в номере мог быть кто-то ещё, не нашли.

Но вот незадача, ни одной фотографии, на которой Есенин был бы в петле, нет. И именно это – первый довод сторонников теории убийства поэта.

Почему нет ни одного фото Есенина в петле?

Мой ответ прост – если бы спецслужбы хотели инсценировать самоубийство – для них бы не было проблемой настоять на съемках. А на самом деле – очевидцам всё было предельно ясно, поэтому труп они сразу вытащили из петли, не дожидаясь приезда фотографов.

Иногда у меня такое впечатление, что люди мыслят категориями современного человека, будто тогда любой из полицейских или сотрудников гостиницы мог достать свой айфон и сделать это фото. Но, поскольку фотограф приехал не сразу, формальность не была соблюдена. Зачем ещё несколько часов наблюдать труп в петле? Неэстетичное зрелище.

Теперь разберем две самые распространённые “версии” убийства поэта. Начну с самой бредовой.

“Версия” Кузнецова.

Её суть такова. Есенин в Англетере вообще не жил, а его убили раньше. Его допрашивали, пытали, били, и перестарались. Случайно убили. И решили инсценировать самоубийство. А в Англетер его принесли уже мёртвым через чёрный ход. И всё обставили так, чтобы было впечатление, что он повесился.

Эту явно абсурдную версию я подробно разбирать не буду. Я просто пойду на поводу у незатейливого автора. И сделаю допущение, что в первой части истории он каким-то чудом оказался прав. Допустим, его случайно убили в одном из подвалов спецслужб.

В этом случае им намного проще было бы выбросить труп где-нибудь на улице и инсценировать нападение бандитов, грабителей, или недоброжелателей. Организовать это спецслужбы могли бы так, что комар бы носа не подточил. В общем, зачем спецслужбам такая сложная, а главное - рискованная схема? Дураков в эту организацию не берут.

В общем, тут говорить не о чем.

“Версия” Безрукова

Суть “версии“. Непосредственный убийца Есенина – Яков Блюмкин. А заказчиком был Лев Троцкий. Слава богу, он всё же не отрицает, что Есенин жил последние дни и умер именно в Англетере.

Предоставлю список нестыковок.

Во-первых, Яков Блюмкин в этот момент был в зарубежной поездке. И в Англетере оказаться в ту роковую ночь не мог физически.

Во-вторых, если бы Троцкий и Блюмкин были причастны к смерти поэта, после того, как Троцкий потерял своё влияние в Советском Союзе, это бы быстро всплыло. Убийство великого поэта, все-таки. Иосиф Виссарионович Троцкому бы точно припомнил.

Теперь о Якове Блюмкине. Он был расстрелян в 1929м году. Да, Яков Блюмкин – одиозная личность. Наемный убийца и террорист. Попался он из-за связей с Троцким за границей, за попытки организовать вместе с Троцким контрреволюционную деятельность.
Это очень серьезный состав преступлений, опасный для власти. Поэтому на Лубянке Блюмкина скорее всего пытали. И вряд ли он там имел бы хоть малейшую возможность скрыть свои преступления, если бы он был причастен к смерти Сергея Есенина.

Ну и, наконец, в-третьих. В конце 1925-го года Троцкий имел очень большое влияние в Советском Союзе, и, если бы он хотел убить Есенина, он смог бы это сделать намного проще и почти без риска для собственной репутации.

Чтобы пояснить этот важный момент подробнее, позволю себе одно лирическое отступление.

Был я как-то в музее пыток и казней, заглянул из любопытства. И там мне запомнилась одна очень интересная фраза экскурсовода. Он сказал, что задача этих всех приспособлений, не в том, чтобы просто убить человека. А в том, чтобы сделать из этого шоу, зрелище. Или чтобы устрашить людей. Над этими приспособлениями работали не только инженеры того времени, но и, если так можно выразиться, дизайнеры. Человек – достаточно хрупкое существо. И, когда у кого-либо стоит задача просто убить человека, подобные орудия не применяют.

Здесь всё то же самое. Хотели бы убить – убили бы.

Троцкий мог сделать это самыми разными способами. Например, кто-то из исполнителей мог бы спровоцировать подвыпившего Сергея на драку и убить, мог бы инсценировать попытку ограбления, закончившуюся убийством, в конце концов мог бы банально арестовать его и ПО ЗАКОНУ приговорить к смертной казни, благо он уже много чего такого написал, за что в Советском Союзе расстреливали.

В общем, у Троцкого и мотива достаточного не было, да и незачем ему было так инсценировать самоубийство.

“Аргументы”, которые свидетельствуют о том, что кто-то поленился проверить информацию.

Многие авторы версии убийства пишут о том, что потолки в Англетере были четыре с половиной метра, и что с той тумбы он не мог достать до трубы парового отопления.

Персонажи, которые такое пишут, скорее всего переписали это у кого-то, даже не проверив. Высота потолков в Англетере по разным данным от 3.49 до 3.52, в общем, с этой “нестыковкой” всё ясно. Увидите такое – не воспринимайте всерьёз, автор просто поленился проверить информацию.

Последнее стихотворение “До свидания, друг мой, до свидания”, написал не Есенин.

Таким персонажам можно смело сказать “Давай до свидания”. Экспертиза по этому стихотворению проводилась, и кровь, и почерк Сергея Есенина были выявлены.

Также есть персонажи, которые говорят, что это стихотворение было не предсмертной запиской, а написано было ранее на смерть кому-то из знакомых. Примерно так же, как моё любимое стихотворение “мы все уходим понемногу”. Я думаю, что стихотворение “До свидания, друг мой, до свидания”, в качестве прощания с человеком, которого казнят, воспринялось бы скорее как оскорбление. И вряд ли Есенин мог этого не понимать.

“У Есенина хорошо складывалась жизнь и ему незачем было совершать суицид. Он не бедствовал, был любим и популярен, у него было четверо детей. Так зачем вешаться то?”

С точки зрения здорового человека эти люди правы, но… Тут я почти со стопроцентной уверенностью отвечу, что те, кто так говорят, мало знакомы с его биографией и творчеством. Поясню.

Во-первых, это далеко не первая его попытка самоубийства. Не поленитесь, изучите.

Во-вторых, в свою последнюю поездку в Ленинград он отправился из психиатрической лечебницы.

Расскажу про то, как он оттуда ушёл и о его последнем разговоре со своим лечащим врачом. Когда Есенин спросил может ли он уйти из больницы, врач ему ответил, что он категорически не советует ему уходить. Но, поскольку Есенин был не на принудительном лечении, а на добровольном, то оснований не выпускать его, не было.

И Есенин, не смотря на все уговоры врача, ушёл из больницы. После этого врач предупредил родственников поэта, что велика вероятность его самоубийства в ближайшее время.

Есенин страдал не только алкоголизмом, но и циклотимией, которая, по всей видимости, к концу жизни перешла в биполярное расстройство. У Есенина часто и без серьёзных на то причин, менялось настроение. При этом очень многие из его стихов, особенно поздних, помогают нам прочувствовать его состояние, когда у него был упадок сил.

Например, “Чёрный человек”, “Я усталым таким ещё не был”, “Месяц рожу полощет в луже”, “Не жалею, не зову, не плачу”, и многие другие. Поэтому те, кто говорят, что Есенин не мог покончить с собой, мягко говоря, неправы.

Почти все сторонники различных версий убийства Есенина сходятся в том, что повреждения на лице поэта, свидетельствуют о том, что перед смертью его били. Разберём, так ли это.

Вы все наверняка видели избитых людей. Сперва я перечислю три основных признака, которые указывают на возможные побои: синяки, рассечения, опухание мягких тканей.

Так вот, ни на фотографиях трупа Сергея Есенина, ни на его посмертной маске, ничего из этого нет и в помине. Зато есть вмятина от трубы парового отопления, на которой он повесился и явные следы ожога. Да и следы на его шее от верёвки говорят о повешении.

И ещё вам пища для размышления. Как вы думайте, если бы Есенина убили по заказу правительства, кто-нибудь дал бы снять с него посмертную маску? Стали ли бы публиковать фотографии его трупа? Не думаю.

Пару слов о том, когда начали появляться эти версии.

В начале статьи я сказал, что самоубийство поэта почти не вызывало сомнений у его современников (за исключением отдельных людей). Все домыслы об убийстве начали появляться только в семидесятых годах. Сперва в связи с тем, что начались разговоры о сносе и перестройке Англетера. Затем в 80е эти версии неожиданно стали набирать популярность. И в 1989 году состоялась повторная комиссия по делу о смерти Есенина. Она ещё раз подтвердила, что это было именно самоубийство. Цитирую её заключение.

Новую жизнь получили эти мифы в 2005м году после выхода сериала Есенин с Сергеем Безруковым в главной роли. И всё же, тем кто твердо убеждены, кто верует, никакие аргументы не будут доказательством. При желании, и я могу несколько версий его убийства придумать.

Вот одна из них - его пытали не в одном из подвалов спецслужб, а в прямо в его номере в Англетерре. Там и ожог поставили - носом прижали к трубе парового отопления, а потом задушили и после - мертвого повесили. Как вам такое?

В общем, будьте критичны. И не будьте легковерными. Согласны с моими аргументами? Не согласны? Приходите в комментарии.