Когда читаешь про волшебную лампу, хранившуюся среди сокрытых пещере богатств, невольно напрашиваются несколько вопросов: почему именно Аладдин смог проникнуть внутрь сокровищницы, кто спрятал все эти золото, серебро и самоцветы, кто такой Джинн и почему он слушался юношу?
Во-первых, совершенно не понятно, как юный сын бедной вдовы вдруг смог подчинить себе могущественного духа, заключенного в лампе. Ведь есть, например, сказка, где рыбак выудил медный кувшин и из-за джинна, сидящего в нем, едва не погиб. В той истории джинн даже не собирался подчиняться человеку. Так почему же Аладдин был исключением?
В сказке про бедного юношу есть несколько ключевых моментов. Во-первых - место, во-вторых - имя, и в-третьих - суть джиннов. И именно в том, кто такие джинны, таится ключ к пониманию, кто создал Пещеру чудес.
Начнем с имени и места, где была найдена волшебная лампа. Пещера была наполнена заклятыми сокровищами, касаться которых может лишь обладатель лампы. Она была скрыта до времени, когда появится избранный обладатель имени. Таковым-то и оказывается Аладдин (что, кстати, переводится, примерно "возвышение/благородство веры"). Здесь мы имеем дело, по сути, с зачарованным кладом. Во многих народных легендах клады могут быть спрятаны либо до определенного срока, либо положены на чьё-то имя (прямо прообраз банковской системы))). В данном сказочном случае, сокровища лежали на вкладе имени Аладдина)). Только он мог спуститься и безнаказанно брать в пещере всё, что угодно (но только после того, как возьмет непосредственно лампу).
Теперь другой вопрос, почему джинн из лампы слушался Аладдина? И, кстати, там он сидел не один, судя по всему.
Для ответа на этот вопрос надо понять, что собой представляют джинны и как они очутились в этом небольшом сосуде.
Согласно Корану, джинны созданы из бездымного пламени (поэтому, наверное, медный светильник - самое подходящее для них место жительства, или же, возможно, любой сосуд, наполненный джиннами автоматически становится светильником))). Они, как и люди, могут совершать добрые и плохие поступки на свое усмотрение и вовсе не обязаны подчиняться человеку. Но мудрейший из царей Соломон (он же Сулейман, он же Шломо) получил от Бога (по некоторым апокрифам через архангела Михаила) власть над ними.
Соломон заточил джиннов в медный сосуд и запечатал перстнем. Судя по всему, именно перстень с печатью на нем давал власть над могущественными духами.
Стоило только Соломону отдать печать духу, как тот забросил царя неведомо куда (этот момент обыграли, но уже с Аладдином, диснеевские сценаристы в мультфильме), и долго-долго потом бывший царь добирался в свою столицу, доказывая встречным, что "царь - ненастоящий!" (ведь джинн принял его облик и сел на троне).
Судя по всему, джинны - древние, дохристианские и доисламские божества. Как это обычно бывает - новая вера ставит минус всему, что было до нее. В европейских гримуарах перчисляются имена демонов, которых Соломон заключил в сосуд и заставил строить Храм. В русских апокрифах это либо Асмодей, либо Китоврас. Вот этот персонаж близок именно древним божествам народов Востока: шеду, ламассу, гандарвам. (Подробнее о них в статье "Кентавры, гидары, гандхары, китоврасы...")
Вполне может быть, что и джинн должен выглядеть как херувимы (их название так и переводится - "пылающие"). Не зря Соломон, украшая храм, всюду разместил их изображения.
В общем, не самое простое существо этот джинн... И тут какой-то мальчишка начинает распоряжаться его силой - почему бы и его не отправить куда подальше, как Соломона? Да потому, что у Аладдина ЕСТЬ печать Соломона! Когда он собрался спуститься в пещеру, его "дядя" даёт ему перстень и говорит, что этот перстень его в случае чего выручит.
Понимание того, кто были джинны, дает нам следующую ниточку: согласно христианским преданиям, Храм, построенный Соломоном, был украшен с необычайным роскошеством.
Несколько веков спустя он был разрушен Навуходоноссором, а богатство Соломона исчезло... Правда, согласно Талмуду, Шломо знал, что однажды Храм постигнет такая участь, поэтому при строительстве на горе Мориа велел устроить пустое подземное помещение с множеством ходов, куда, в случае чего, можно будет спрятать Ковчег завета и меноры.
В общем, это история про мальчика, неожиданно ставшего обладателем и сокровищ богатейшего из царей древности, и могуществом подчинять себе низложенных богов.
Если же рассмотреть сюжет с философской точки зрения - это история о юноше, не желавшем тратить время на шитьё башмаков, и нашедшем утраченный Храм, заставившем служить себе древних духов. Согласитесь, имя "Возвышение веры" прекрасно вписывается в эту историю...
Спасибо за внимание!
Уважаемые читатели, если вы не согласны с авторской точкой зрения, излагайте конструктивную критику. Комментарии "бред", "чушь" и т.п. удалю.
Наталия Трясцина.