Найти тему
По дорогам сказки

Чьи сокровища нашел Аладдин в Пещере чудес?

Когда читаешь про волшебную лампу, хранившуюся среди сокрытых пещере богатств, невольно напрашиваются несколько вопросов: почему именно Аладдин смог проникнуть внутрь сокровищницы, кто спрятал все эти золото, серебро и самоцветы, кто такой Джинн и почему он слушался юношу?

Во-первых, совершенно не понятно, как юный сын бедной вдовы вдруг смог подчинить себе могущественного духа, заключенного в лампе. Ведь есть, например, сказка, где рыбак выудил медный кувшин и из-за джинна, сидящего в нем, едва не погиб. В той истории джинн даже не собирался подчиняться человеку. Так почему же Аладдин был исключением?

И, услышав слова рыбака, марид воскликнул: "Нет бога кроме Аллаха! Радуйся, о рыбак!" - "Чем же ты меня порадуешь?" - спросил рыбак. И ифрит ответил: "Тем, что убью тебя сию же минуту злейшей смертью". (Сказка о рыбаке)
И, услышав слова рыбака, марид воскликнул: "Нет бога кроме Аллаха! Радуйся, о рыбак!" - "Чем же ты меня порадуешь?" - спросил рыбак. И ифрит ответил: "Тем, что убью тебя сию же минуту злейшей смертью". (Сказка о рыбаке)

В сказке про бедного юношу есть несколько ключевых моментов. Во-первых - место, во-вторых - имя, и в-третьих - суть джиннов. И именно в том, кто такие джинны, таится ключ к пониманию, кто создал Пещеру чудес.

Начнем с имени и места, где была найдена волшебная лампа. Пещера была наполнена заклятыми сокровищами, касаться которых может лишь обладатель лампы. Она была скрыта до времени, когда появится избранный обладатель имени. Таковым-то и оказывается Аладдин (что, кстати, переводится, примерно "возвышение/благородство веры"). Здесь мы имеем дело, по сути, с зачарованным кладом. Во многих народных легендах клады могут быть спрятаны либо до определенного срока, либо положены на чьё-то имя (прямо прообраз банковской системы))). В данном сказочном случае, сокровища лежали на вкладе имени Аладдина)). Только он мог спуститься и безнаказанно брать в пещере всё, что угодно (но только после того, как возьмет непосредственно лампу).

"Он  подождал,  пока  хворост перестал пылать,  сунул  руку  за пазуху;  вынул  коробочку, открыл  ее,  взял  оттуда  немного порошку и  бросил  его  в  огонь,  и  из  огня  пошел  дым,  а магрибинец начал колдовать,  произносить заклинания и говорить непонятные слова.  И  вдруг мир потемнел,  и загремел гром,  и земля затряслась и  разверзлась;  и  Ала  ад-Дин испугался,  и устрашился,  и хотел убежать.  И когда магрибинец увидел,  что мальчик хочет бежать,  он пришел в великую ярость,  так как он видел в  своем гороскопе,  что из  его дела без Ала ад-Дина не будет проку,  -  ведь  он  хотел добыть сокровище,  которое неоткроется иначе как при помощи Ала ад-Дина."   (Аладдин и волшебный светильник) Иллюстратор Errol le Cain
"Он подождал, пока хворост перестал пылать, сунул руку за пазуху; вынул коробочку, открыл ее, взял оттуда немного порошку и бросил его в огонь, и из огня пошел дым, а магрибинец начал колдовать, произносить заклинания и говорить непонятные слова. И вдруг мир потемнел, и загремел гром, и земля затряслась и разверзлась; и Ала ад-Дин испугался, и устрашился, и хотел убежать. И когда магрибинец увидел, что мальчик хочет бежать, он пришел в великую ярость, так как он видел в своем гороскопе, что из его дела без Ала ад-Дина не будет проку, - ведь он хотел добыть сокровище, которое неоткроется иначе как при помощи Ала ад-Дина." (Аладдин и волшебный светильник) Иллюстратор Errol le Cain

Теперь другой вопрос, почему джинн из лампы слушался Аладдина? И, кстати, там он сидел не один, судя по всему.

И мать Ала ад-Дина взяла в руки немного песку, но не успела она разок потереть кувшин,  как вдруг появился перед ней джинн огромного роста,  грозный  и  страшный видом,  с перевернутым лицом,  точно один из фараоновых великанов,  и  сказал:  "К твоим услугам! Я твой раб! Чего ты от меня хочешь? Я покорен и послушен тому, в чьих руках этот светильник, и не я один, но и все рабы светильника послушны и покорны ему". (Аладдин и волшебный светильник)
И мать Ала ад-Дина взяла в руки немного песку, но не успела она разок потереть кувшин, как вдруг появился перед ней джинн огромного роста, грозный и страшный видом, с перевернутым лицом, точно один из фараоновых великанов, и сказал: "К твоим услугам! Я твой раб! Чего ты от меня хочешь? Я покорен и послушен тому, в чьих руках этот светильник, и не я один, но и все рабы светильника послушны и покорны ему". (Аладдин и волшебный светильник)

Для ответа на этот вопрос надо понять, что собой представляют джинны и как они очутились в этом небольшом сосуде.

-5

Согласно Корану, джинны созданы из бездымного пламени (поэтому, наверное, медный светильник - самое подходящее для них место жительства, или же, возможно, любой сосуд, наполненный джиннами автоматически становится светильником))). Они, как и люди, могут совершать добрые и плохие поступки на свое усмотрение и вовсе не обязаны подчиняться человеку. Но мудрейший из царей Соломон (он же Сулейман, он же Шломо) получил от Бога (по некоторым апокрифам через архангела Михаила) власть над ними.

"Знай, о рыбак, - сказал ифрит, - что я один из джиннов-вероотступников, и мы ослушались Сулеймана, сына Дауда, - мир с ними обоими! - я и Сахр, джинн. И Сулейман прислал своего везиря, Асафа ибн Барахню, и он привел меня к Сулейману насильно, в унижении, против моей воли. Он поставил меня перед Сулейманом, и Сулейман, увидев меня, призвал против меня на помощь Аллаха и предложил мне принять истинную веру и войти под его власть, но я отказался. И тогда он велел принести этот кувшин, и заточил меня в нем, и запечатал кувшин свинцом, оттиснув на нем величайшее из имен Аллаха, а потом он отдал приказ джиннам, и они понесли меня и бросили посреди моря." (Сказка о рыбаке)
"Знай, о рыбак, - сказал ифрит, - что я один из джиннов-вероотступников, и мы ослушались Сулеймана, сына Дауда, - мир с ними обоими! - я и Сахр, джинн. И Сулейман прислал своего везиря, Асафа ибн Барахню, и он привел меня к Сулейману насильно, в унижении, против моей воли. Он поставил меня перед Сулейманом, и Сулейман, увидев меня, призвал против меня на помощь Аллаха и предложил мне принять истинную веру и войти под его власть, но я отказался. И тогда он велел принести этот кувшин, и заточил меня в нем, и запечатал кувшин свинцом, оттиснув на нем величайшее из имен Аллаха, а потом он отдал приказ джиннам, и они понесли меня и бросили посреди моря." (Сказка о рыбаке)

Соломон заточил джиннов в медный сосуд и запечатал перстнем. Судя по всему, именно перстень с печатью на нем давал власть над могущественными духами.

-7

Стоило только Соломону отдать печать духу, как тот забросил царя неведомо куда (этот момент обыграли, но уже с Аладдином, диснеевские сценаристы в мультфильме), и долго-долго потом бывший царь добирался в свою столицу, доказывая встречным, что "царь - ненастоящий!" (ведь джинн принял его облик и сел на троне).

 И ответил ему Китоврас: «Царь, если хочешь узнать мою силу, сними с меня цепи и дай мне свой перстень с руки, тогда увидишь силу мою». Соломон снял с него железную цепь и дал ему перстень. А он проглотил перстень, простер крыло свое, размахнулся и ударил Соломона, и забросил его на край земли обетованной. (Сказание о том как взят был Китоврас Соломоном) Изображение с облицовки Васильевских врат в Новгороде
И ответил ему Китоврас: «Царь, если хочешь узнать мою силу, сними с меня цепи и дай мне свой перстень с руки, тогда увидишь силу мою». Соломон снял с него железную цепь и дал ему перстень. А он проглотил перстень, простер крыло свое, размахнулся и ударил Соломона, и забросил его на край земли обетованной. (Сказание о том как взят был Китоврас Соломоном) Изображение с облицовки Васильевских врат в Новгороде

Судя по всему, джинны - древние, дохристианские и доисламские божества. Как это обычно бывает - новая вера ставит минус всему, что было до нее. В европейских гримуарах перчисляются имена демонов, которых Соломон заключил в сосуд и заставил строить Храм. В русских апокрифах это либо Асмодей, либо Китоврас. Вот этот персонаж близок именно древним божествам народов Востока: шеду, ламассу, гандарвам. (Подробнее о них в статье "Кентавры, гидары, гандхары, китоврасы...")

Вполне может быть, что и джинн должен выглядеть как херувимы (их название так и переводится - "пылающие"). Не зря Соломон, украшая храм, всюду разместил их изображения.

И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. <...> И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. И пол в храме обложил золотом во внутренней и передней части.
И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. <...> И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. И пол в храме обложил золотом во внутренней и передней части.

Реконструкция Храма царя Соломона
Реконструкция Храма царя Соломона

В общем, не самое простое существо этот джинн... И тут какой-то мальчишка начинает распоряжаться его силой - почему бы и его не отправить куда подальше, как Соломона? Да потому, что у Аладдина ЕСТЬ печать Соломона! Когда он собрался спуститься в пещеру, его "дядя" даёт ему перстень и говорит, что этот перстень его в случае чего выручит.

И Ала ад-Дин сидел на лестнице,  плача, рыдая и ударяя себя по щекам, и усилилась его печаль, и просил он Аллаха о милости и спасении.  А раньше мы говорили, что магрибинец, спуская Ала ад-Дина в подземелье, дал ему перстень и надел его мальчику на палец и сказал: "Этот перстень вызволит тебя из всякой беды,  в  которую ты попадешь",  -  и  вот,  когда Ала ад-Дин плакал и  бил себя по щекам от  горя,  он  начал потирать себе  руки и,  потирая их, задел за  этот перстень.  И  тотчас же  вырос перед ним марид, один из рабов господина нашего Сулеймана,  - да почиют над ним благословения Аллаха!  -  и воскликнул:  "К твоим услугам,  к твоим услугам!  Твой  раб  перед тобой!  Требуй от  меня  чего хочешь,  ибо я покорный раб того,  в чьих руках находится этот перстень". (Аладдин и волшебный светильник). Иллюстратор Greg Hildebrandt
И Ала ад-Дин сидел на лестнице, плача, рыдая и ударяя себя по щекам, и усилилась его печаль, и просил он Аллаха о милости и спасении. А раньше мы говорили, что магрибинец, спуская Ала ад-Дина в подземелье, дал ему перстень и надел его мальчику на палец и сказал: "Этот перстень вызволит тебя из всякой беды, в которую ты попадешь", - и вот, когда Ала ад-Дин плакал и бил себя по щекам от горя, он начал потирать себе руки и, потирая их, задел за этот перстень. И тотчас же вырос перед ним марид, один из рабов господина нашего Сулеймана, - да почиют над ним благословения Аллаха! - и воскликнул: "К твоим услугам, к твоим услугам! Твой раб перед тобой! Требуй от меня чего хочешь, ибо я покорный раб того, в чьих руках находится этот перстень". (Аладдин и волшебный светильник). Иллюстратор Greg Hildebrandt

Понимание того, кто были джинны, дает нам следующую ниточку: согласно христианским преданиям, Храм, построенный Соломоном, был украшен с необычайным роскошеством.

  И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом.
И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом.

Несколько веков спустя он был разрушен Навуходоноссором, а богатство Соломона исчезло... Правда, согласно Талмуду, Шломо знал, что однажды Храм постигнет такая участь, поэтому при строительстве на горе Мориа велел устроить пустое подземное помещение с множеством ходов, куда, в случае чего, можно будет спрятать Ковчег завета и меноры.

Иллюстратор Оксана Тернавская
Иллюстратор Оксана Тернавская

В общем, это история про мальчика, неожиданно ставшего обладателем и сокровищ богатейшего из царей древности, и могуществом подчинять себе низложенных богов.

Если же рассмотреть сюжет с философской точки зрения - это история о юноше, не желавшем тратить время на шитьё башмаков, и нашедшем утраченный Храм, заставившем служить себе древних духов. Согласитесь, имя "Возвышение веры" прекрасно вписывается в эту историю...

Спасибо за внимание!

Уважаемые читатели, если вы не согласны с авторской точкой зрения, излагайте конструктивную критику. Комментарии "бред", "чушь" и т.п. удалю.

Наталия Трясцина.

Не смогла удержаться, добавила картинку)))
Не смогла удержаться, добавила картинку)))

Пещеры
7009 интересуются