Найти в Дзене
Дельфийский метод

Испытание Хлебом и Сыром

Ордалии - это система судебных доказательств принятых в архаичном праве раннего европейского средневековья. По сути, это божественные испытания, подразумевавшие, что единственным достойным судьей на любом процессе может быть только сам Бог. Соответственно, создатель, не должен допустить, чтобы пострадал невиновный человек.
Исследователи традиционно выделяют 3 вида ордалий:
• Двусторонние испытания: типа как суд поединком, да прямо как в Игре Престолов;
• Божественные ордалии или испытания чудом: целование креста в церкви или посещение могилы святого;
• Односторонние испытания: обливание кипятком, держание голыми руками раскаленного железа и другие членовредительства.
Так вот к третьей категории относится, наверное, самое интересное из средневековых испытаний - Испытание Хлебом и Сыром. 🍞🧀 Наверное, среди всех вышеописанных болезненных процедур, Хлеб и Сыр выглядят отличной перспективой.
Такая форма суда использовалась в основном у англосаксов и называлась испытанием «благословенн

Ордалии - это система судебных доказательств принятых в архаичном праве раннего европейского средневековья. По сути, это божественные испытания, подразумевавшие, что единственным достойным судьей на любом процессе может быть только сам Бог. Соответственно, создатель, не должен допустить, чтобы пострадал невиновный человек.

Исследователи традиционно выделяют 3 вида ордалий:
• Двусторонние испытания: типа как суд поединком, да прямо как в Игре Престолов;
• Божественные ордалии или испытания чудом: целование креста в церкви или посещение могилы святого;
• Односторонние испытания: обливание кипятком, держание голыми руками раскаленного железа и другие членовредительства.

Так вот к третьей категории относится, наверное, самое интересное из средневековых испытаний - Испытание Хлебом и Сыром.

🍞🧀 Наверное, среди всех вышеописанных болезненных процедур, Хлеб и Сыр выглядят отличной перспективой.

Такая форма суда использовалась в основном у англосаксов и называлась испытанием «благословенного кусочка» – iudicium offae.

Мы знаем подробности ритуала из текстов каролингской эпохи. Для осужденного готовили пресный ячменный хлеб и сыр (козий или овечий), сыр должен быть старый и твердый.
Дополнительно, либо на хлебе должна быть начертана молитва «Отче наш», либо на сыре отрывок из псалмов, имя подозреваемого писали на пергаменте и прятали между продуктами.

Под конец мессы, священник читал над хлебом и сыром особую формулу, отсылающую к ветхозаветному эпизоду с
огненным столпом. И подобно тому, как Бог создал преграду между иудеями и их преследователями, ожидалось, что он также перекроет горло виновному, заставив его задохнуться.

Казалось бы все просто, остается только проглотить предложенное и идти заниматься своими делами. Но, конечно, испытание сопровождалось нехилым психологическим давлением. Сама трапеза проходила в церкви, в присутствии толпы священнослужителей, да еще и с обилием религиозных символов. Как известно, желудок и горло относятся к частям тела, сильно поддверженым влиянию тревоги и страха. Так что, особо нервные личности могли просто выдать обратно всё съеденное, а могли и реально задохнуться на месте.

Хотя роль священника и молитвы была безусловно важна, сам «механизм активации» Сыра и Хлеба был заложен в стихах, написанных на еде, и больше напоминал магический ритуал.