Идеологическая мифология о Руси начала формироваться еще при Иване III, том самом, который присоединил к Руси Новгородское княжество, перестоял на Угре Золотую Орду и вообще, заявил об идеологии Русского государства.
Как только Московское Царство объявило себе правопреемником Византии и Третьим Римом, ненависть католиков к восточному обряду христианства автоматически перекочевала из павшего Константинополя в наши широты.
Ливонская Война при Иване IV Васильевиче, ставшим с лёгкой руки поляков и англичан «Грозным», дошла уже до демонизации русского царя, якобы живьем поедавшего младенцев (где-то мы недавно это уже слышали в другом контексте. Вот ведь идеологи, даже сказку новую не придумали! Хотя зачем изобретать новое, когда хорошо работает старое?)
Потом было «Завещание Петра Великого», где русским наказывалось покорить весь «цивилизованный мир». Потом князь Вяземский, отвечая на книжонку французского писателя Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году» сформулировал термин "русофобия":
После ... быстрого укрепления Руси, в Европе стало складываться ощущение восточной границы Запада, за которой находится таинственный чужой, а русофобия стала складываться как большой идеологический миф
Сегодня когнитивная война облечена в некую обёртку академических и даже научных подходов, а против СССР/России была развёрнута сначала «холодная война», позже подменённая «гибридной». Всего в двух стратегиях: «Петля анаконды» и «Инвазия гельминтами», уж простите за яркость образов, но это общепринятый сленг в определённых узких кругах.
Первая стратегия предназначена для внутренней аудитории агрессора, она формирует посредством СМИ, социальных сетей и риторики политических режимов простой и чёткий «образ врага». Построенный на мифологии, выдернутых из контекста (или подменённых) исторических фактах, комплексе неполноценности малообразованного человека и некритично относящегося к информации общества.
Потом нехитрыми информационными технологиями (отработанными ещё с середины XIX века) стремительно стирается грань между войной и миром, общество чувствует себя едва ли не на линии фронта, готово слушать любую ахинею о «дикости» назначенного врага, его желании разрушить уютный мирок обывателя.
Тут вступает в действие стратегия «инвазии гельминтов», когда в страну-мишень начинают поступать массивы разнообразной информации, призванной вызвать раскол. Среди правящих элит, политиков, бизнесменов, обычных граждан. По самым разным направлениям: от конфессиональных и культурных, до прямых подрывных террористического характера. Деятельность «гельминтов» разнообразна, может иметь краткосрочный характер воздействия (если речь идёт об острых политических, экономических, религиозных и социальных проблемах атакуемого), либо длительный.
Дальнейший «взлом личности» в когнитивной войне идёт много легче, поскольку поверив, что «там, за тем холмом» дыни слаще, атакуемый сам найдёт в собственном доме достаточно грязи уже без подсказок со стороны. Начнёт винить в неустроенности власть вообще, либо отдельные социальные группы, государственные институты.
Психология такого «взлома личности» проста, давно изучена психологами. И базируется на несовершенстве человеческой натуры, желании подражать вымышленному, старательно не замечая действительности, и уж тем более – непонятному прошлому, тщательно со всех сторон оболганному непосредственным окружением или «лидерами общественного мнения».
Что с этим делать? В масштабах страны давно пора почистить информационное пространство. Боитесь 37-го года? А просто задумайтесь: как это так, вся страна жила в страхе-жути-ужасе за свою жизнь, а потом та же самая вся страна оптом рыдала в 1953 ? От счастья плакали, что ли? Кадры посмотрите, там искреннейшее горе! Значит, что-то не так в нынешнем толковании событий. Гельминты постарались.
В масштабах личности - просто не вестись на повесточку. Но я об этом уже неоднократно писала, скоро книгу выпущу про факт-чекинг.
Спасибо каналу "Выключаем эмоции, включаем ум"