Найти тему
Сержик Моделист

Электрификация и восстановление модели топливозаправщика КАМАЗ-5511 "Аэрофлот" с помощью 3D-печати

Привет, друзья и гости канала!

С необычной просьбой по электрификации от моделиста М.Л. ко мне в работу приехала замечательная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот в масштабе 1:43. Вот она:

Рис. 1. Модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 от АРЕК (ЭЛЕКОН) в масштабе 1:43 до электрификации
Рис. 1. Модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 от АРЕК (ЭЛЕКОН) в масштабе 1:43 до электрификации

Почему просьба по электрификации необычная? А потому что добавилось условие, что проблесковые маячки должны не просто светиться, а мигать! Ну и, естественно, гореть фары и задние фонари. По мне, так неплохое ТЗ 😄! Люблю нетривиальные задачки.

❌ Кстати, у КАМАЗа есть небольшая проблема: насквозь пробита ступица заднего колеса, а сверху закрыта клеем. Сразу в голову пришла фраза: "и тебя вылечим!".

Рис. 2. Модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 до электрификации (вид справа) с дефектом ступицы на заднем колесе
Рис. 2. Модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 до электрификации (вид справа) с дефектом ступицы на заднем колесе

Производитель модели - фирма Арек (ЭЛЕКОН), о чём свидетельствует надпись, отлитая на донышке (рис. 3). А вместо родных покрышек тут стоят харьковские - владелец модели об этом позаботится.

Рис. 3. Модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 до электрификации (вид снизу)
Рис. 3. Модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 до электрификации (вид снизу)

Историческая справка. Сразу оговорюсь, что идея поставить мигающие проблесковые маячки на КАМАЗ - не нова. Немногие знают, но помимо электрифицированной саратовской "Чайки" ГАЗ-13 у нас в стране была ещё и заводская электрифицированная модель пожарного КАМАЗа-4310. Отличался он миганием синих маячков на кузове и звуком сирены. Внутри помещалась громоздкая электрическая схема, которая работала от трёх средних батареек.

Ну что, задание понятно, поэтому собираем, скажем культурно, волю в кулак и приступаем к работе ⬇️!

Первым делом, я осторожно разобрал модель и здраво оценил ситуацию - а как всё будем монтировать? Кабина откидывается вперёд, значит провода придётся прокладывать хитрыми образом через её нижнее подвижное соединение и проводить по остову шасси. Кабина должна остаться подвижной!

Рис. 4. Модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 в разобранном виде
Рис. 4. Модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 в разобранном виде

По аналогии с проектом по электрификации пожарного ЗИЛа-131 от ЭЛЕКОН, родные непрозрачные маячки на крыше КАМАЗа также пойдут под замену. А чтобы сохранить максимальную аутентичность внешнего вида проблесковых маячков, нам снова поможет 3D-печать. Так что, не переживайте, цельный светодиод в огромном корпусе я ставить на модель не буду. Сделаем всё более элегантно.

Помимо сигнальных маячков, распечатаем КАМАЗу новый сдвоенный колёсный диск со звёздочкой. Но сперва его ещё нужно спроектировать)

Рис. 5. 3D-модель сдвоенного колёсного диска со звёздочкой для модели КАМАЗ-5511 (ЭЛЕКОН)
Рис. 5. 3D-модель сдвоенного колёсного диска со звёздочкой для модели КАМАЗ-5511 (ЭЛЕКОН)

А трёхмерную геометрию универсального проблескового маячка поднимем из базы знаний, так как она нам уже известна (вспоминаем ЗИЛ-131).

Детали были распечатаны на 3D-принтере Photon mono 4k от Anycubik из фотополимерной смолы Clear линейки ABS-LIKE RESIN+.

Рис. 6. Распечатанные на 3D-принтере детали для электрификации модели топливозаправщика КАМАЗ-5511
Рис. 6. Распечатанные на 3D-принтере детали для электрификации модели топливозаправщика КАМАЗ-5511

С цветом маячков всё просто - применим лак LP-53 Orange (Tamiya). А вот с колёсным диском пришлось повозиться, мучительно подбирая нужный цвет из 50 оттенков жёлтого 😅. И да, чётко окрасить колесный диск получилось только со второго раза и с другим набором красок.

Для первого захода я смешал эмалевые краски: Х-8 Yellow, X-6 Orange и ХF-2 White (Tamiya).

Рис. 7. Распечатанные и окрашенные детали для электрификации модели топливозаправщика КАМАЗ-5511 (первая попытка)
Рис. 7. Распечатанные и окрашенные детали для электрификации модели топливозаправщика КАМАЗ-5511 (первая попытка)

Но потом, по определённым соображениям и требованиям внутреннего перфекциониста: "я же могу лучше!", решил смыть краску и сделать всё заново. Но на этот раз я использовал акрил: Н-4 Yellow + H-1 White (Mr.HOBBY)+ X-6 Orange (Tamiya). Результат был покрыт слоем матового лака Н-20 Flat (Mr.HOBBY).

Вот тут мне очень понравилось, как получилось!

Рис. 8. Окрашивание распечатанного колёсного диска для электрификации модели топливозаправщика КАМАЗ-5511 (вторая попытка)
Рис. 8. Окрашивание распечатанного колёсного диска для электрификации модели топливозаправщика КАМАЗ-5511 (вторая попытка)

Кончено, без предварительной подготовки, просто так впихнуть светодиоды в модель не получится. Пришлось взять пару-тройку свёрлышек и кое что доработать. А именно:

  • Оформить фаски на отверстиях под маячки с внутренней стороны кабины (чтобы исключить возможный зазор между кабиной и стеклом);
Рис. 9. Оформление фасок в отверстиях под маячки с внутренней стороны кабины модели КАМАЗ-5511
Рис. 9. Оформление фасок в отверстиях под маячки с внутренней стороны кабины модели КАМАЗ-5511
  • Просверлить отверстия под фары в пластиковой решётке радиатора;
Рис. 10. Рассверливание отверстий под фары в решётке радиатора для электрификации модели КАМАЗа-5511
Рис. 10. Рассверливание отверстий под фары в решётке радиатора для электрификации модели КАМАЗа-5511
  • Просверлить отверстия в нижней части цистерны и в чёрных подложках под задние фонари. (Кстати, двухцветные фонари тут тоже стоят не родные, а приобретённые и установленные моим заказчиком самостоятельно);
Рис. 11. Рассверливание отверстий под провода и задние фонари для электрификации модели КАМАЗ-5511
Рис. 11. Рассверливание отверстий под провода и задние фонари для электрификации модели КАМАЗ-5511

Далее плавно переходим к монтажу и первым подсборкам, параллельно пытаясь не запутаться в паутине проводов))

Рис. 12. Первые подсборки после монтажа светодиодов электрифицированной модели КАМАЗ-5511
Рис. 12. Первые подсборки после монтажа светодиодов электрифицированной модели КАМАЗ-5511

В силу конструкции модели, пайку цепи будем проводить после установки всех светодиодов, чтобы точно не промахнуться в размерах и не отрезать лишнего 😅.

Рис. 13. Продолжение сборки электрифицированной модели КАМАЗ-5511
Рис. 13. Продолжение сборки электрифицированной модели КАМАЗ-5511

Цепь была спаяна по уже устоявшемуся стандарту. И теперь, дело остаётся за малым - расположить все элементы в нижней части цистерны и заневолить чувствительные элементы на конкретных местах, куда чуть позже мы будем прикладывать магнит, для активации света.

Очень повезло, что у КАМАЗа удобная конструкция цистерны: верхняя половина легко снимается, что в разы упрощает доступ к батарейкам для их самостоятельной замены!

Рис. 14. Спаянная цепь и продолжение сборки  электрифицированной модели КАМАЗ-5511
Рис. 14. Спаянная цепь и продолжение сборки электрифицированной модели КАМАЗ-5511

Финальным этапом, осталось прикрепить подготовленные проблесковые маячки и новый колёсный диск.

Ну вот и всё, наш топливозаправщик готов!

⚠️ Внимание! Спойлер. В конце статьи будет анимация с демонстрацией работы светодиодов!

Рис. 15. Окончание сборки  электрифицированной модели КАМАЗ-5511
Рис. 15. Окончание сборки электрифицированной модели КАМАЗ-5511

На первый взгляд кажется, что у модели ничего не изменилось. Разве что проблесковые маячки на крыше кабины стали прозрачными 😉.

Рис. 16. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот (вид спереди)
Рис. 16. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот (вид спереди)

А, если посмотреть на правый борт КАМАЗа, вовсе и не скажешь, что у него стоит новый распечатанный колёсный диск).

Рис. 17. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот (вид справа)
Рис. 17. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот (вид справа)
Рис. 18. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот
Рис. 18. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот
Рис. 19. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот (вид сзади)
Рис. 19. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот (вид сзади)
Рис. 20. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот (вид справа)
Рис. 20. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот (вид справа)

С кабиной всё в порядке, откидывается, как и раньше)

Рис. 21. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с откинутой кабиной
Рис. 21. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с откинутой кабиной

А теперь самое вкусное - покажу, как КАМАЗ светится.

Чувствительные элементы (герконы) я расположил по обеим сторонам цистерны. Прикладываем магнит к левой стороне - включаются фары и задние фонари (в этот раз для фар были использованы светодиоды холодного света - так пожелал заказчик).

Рис. 22. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами и задними фонарями
Рис. 22. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами и задними фонарями
Рис. 23. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами и задними фонарями
Рис. 23. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами и задними фонарями

А если поднести второй магнит к правой стороне, то активируем мигающие проблесковые маячки. Да, они мигают (см. рис. 28)!

Рис. 24. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами, задними фонарями и мигающими проблесковыми маячками
Рис. 24. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами, задними фонарями и мигающими проблесковыми маячками
Рис. 25. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами, задними фонарями и мигающими проблесковыми маячками (вид спереди)
Рис. 25. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами, задними фонарями и мигающими проблесковыми маячками (вид спереди)
Рис. 26. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами, задними фонарями и мигающими проблесковыми маячками
Рис. 26. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами, задними фонарями и мигающими проблесковыми маячками

И этой модельке полагается памятный сертификат с уникальным порядковым номером 001.

Рис. 27. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами, задними фонарями и памятными сертификатами
Рис. 27. Электрифицированная модель топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот с работающими фарами, задними фонарями и памятными сертификатами

Заключение.

ТЗ было выполнено в полном объёме и я рад, что получилось именно то, что просил сделать заказчик.

Мне и самому очень понравилось работать над этой моделью, ведь, помимо непростой работы по её электрификации, прибавилось немного опыта в локальном восстановлении))

А вот и обещанная анимашка:

Рис. 28. Демонстрация работы светодиодов электрифицированной модели топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот
Рис. 28. Демонстрация работы светодиодов электрифицированной модели топливозаправщика КАМАЗ-5511 Аэрофлот

А пока, до новых встреч на канале и до новых интересных проектов!

С уважением, ваш Сержик Моделист.

#КАМАЗ-5511 #Топливозаправщик #Аэрофлот #ЭЛЕКОН #масштабная модель #1:43 #Сделано в России #3D принтер #3D-печать #Anycubic Photon mono 4k