Найти в Дзене
Сержик Моделист

Электрификация модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) от ЭЛЕКОН. Создание конверсии с улучшениями в масштабе 1:43.

Оглавление

Здравствуйте, друзья и гости канала!

Хотите взглянуть на нечто уникальное? Тогда вы по адресу. Сегодня я расскажу о создании одной такой конверсии. Уверен, что в мире нет аналогичных моделей. Ведь, кому вообще такое придёт в голову - взять и электрифицировать модель от "ЭЛЕКОНа"? 😄

Введение.

Всё началось с того, что мой заказчик М. попросил взяться за восстановление его очередной модели в 43-м масштабе - за пожарный ЗИЛ-131 (АЦ-40) со сдвоенной кабиной производства ЭЛЕКОН, Казань. Вот он:

Рис. 1. ЗИЛ-131 (АЦ-40) до восстановления и конверсии
Рис. 1. ЗИЛ-131 (АЦ-40) до восстановления и конверсии

Основные проблемы модели:

❌ сломано крепление капота;

❌ мелкие сколы краски на кузове;

❌ сильная вмятина со сколом краски на капоте.

В процессе обсуждения проекта, родилась идея оживить модель - добавить ЗИЛу электрификацию по мотивам работы с воссозданием легендарной электрифицированной "Чайки" ГАЗ-13, при условии, что мигалки на крыше тоже должны светиться.

С работой про "Чайку" вы можете ознакомиться ниже ⬇️

А ещё меня попросили спроектировать и реализовать более элегантные решётки на передние фары взамен заводских неказистых.

Чтож, желание заказчика - закон. Будем реализовывать! Скажу честно, за проект взялся с удовольствием, ведь самому было интересно что в итоге получится 😉.

А для тех, кто в танке, небольшая справка о модели:
✔️ производитель - "ЭЛЕКОН", г. Казань.
✔️ 1997 г. - начало выпуска.
✔️ в отличие от ЗИЛ-131, которые в начале производства ошибочно имели 8 отверстий в решётке радиатора вместо положенных 10, АЦ-40 сразу имел правильное количество.
✔️ первые АЦ-40 имели черные сетки на передних фарах и более темный оттенок краски на кузове. Более новые образцы укомплектовывались красными сетками и были окрашены в более яркий цвет.

1. Разборка модели.

Элеконовский ЗИЛ-131, как и многие саратовские модели, реализован без единого винта, за что хочу отдать дань уважения производителю.

Однако, разбирается модель не без заморочек. Конструкция устроена так, что пластмассовое основание задней части кузова (панель чёрного цвета) фиксирует кабину, при этом, имеет очень плотное соединение с металлической рамой.

С капотом тоже всё прозаично. Внутренняя часть кабины имеет соответствующие пазы для захода двух кронштейнов от капота, но обработка поверхности там ужасная: сплошные заусенцы, острые кромки и, как следствие, сколы каски.

Доработал, подкрасил.

Рис. 2.  Модель ЗИЛ-131 (АЦ-40) в разобранном виде
Рис. 2. Модель ЗИЛ-131 (АЦ-40) в разобранном виде

2. Подготовка к электрификации.

Так как провода должны тянуться через кабину, для них необходимо выполнить выходы внизу её задней части, короче "доработать напильником". Надфиль в зубы и вперёд! А с помощью сверла я обеспечил посадочные места для светодиодов на передние фары.

Рис. 3. Доработка кабины модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) под электрификацию
Рис. 3. Доработка кабины модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) под электрификацию

Места доработки кабины (сзади) и остальные мелкие скольчики краски я закрасил с помощью смеси эмалевых красок Х-6 Orange и Х-7 Red от Tamiya.

Рис. 4. Устранение сколов краски на кабине модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)
Рис. 4. Устранение сколов краски на кабине модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)

Далее я демонтировал старые задние фонари и немного рассверлил их посадочные отверстия в пластмассовом корпусе, чтобы обеспечить проход света от светодиодов, которые я планирую размещать внутри.

Рис. 5. Демонтаж задних фонарей и доработка посадочных мест
Рис. 5. Демонтаж задних фонарей и доработка посадочных мест

Оригинальные проблесковые маячки на крыше кабины и задние фонари у элеконовского ЗИЛа выполнены из непрозрачного пластика, что значительно упрощает внешний вид модели. А ещё это совершенно не годится для электрификации. Детали должны быть прозрачными!

Завсегдатаи канала уже догадались, что для решения этого вопроса я вновь воспользуюсь технологиями трёхмерного проектирования и 3D-печати ("Оп, вот у него 3D-принтер!").

3. 3D-моделирование и 3D-печать.

В CAD-редакторе были спроектированы:

  • Проблесковый маячок:
Рис. 6.  3D-модель проблескового маячка для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)
Рис. 6. 3D-модель проблескового маячка для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)
  • Задний фонарь:
Рис. 7.  3D-модель заднего фонаря для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)
Рис. 7. 3D-модель заднего фонаря для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)
  • Решётка на передние фары:
Рис. 8.  3D-модель левой решётки на передние фары для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)
Рис. 8. 3D-модель левой решётки на передние фары для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)

Естественно, что не имеет смысла проектировать зеркальную правую решётку сразу. Это делается элементарно при создании управляющего файла для печати (зеркалом сразу с поддержками).

Детали были распечатаны на фотополимерном принтере от Anycubic Photon mono 4k из полупрозрачной смолы Clear из линейки ABS-LIKE RESIN+. Должен сказать, что по сравнению со смолой из линейки Basic, которую я использовал во всех предыдущих работах, новый материал имеет улучшенные прочностные характеристики и более упругий.

Рис. 9. Распечатанные на 3D-принтере: проблесковые маячки, задние фонари и решётки на передние фары для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40).
Рис. 9. Распечатанные на 3D-принтере: проблесковые маячки, задние фонари и решётки на передние фары для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40).

4. Кузовные и лакокрасочные работы.

Я долго думал, как поступить с восстановлением капота. Изначально была мысль спроектировать и распечатать отдельный кронштейн, сточить остатки старого и каким-то образом закрепить новый элемент с помощью эпоксидки. Но закралась мысль - а выдержит ли конструкция? 🤔 Потому от этой идеи я отказался, хотя было уже всё готово.

Рис. 10.  3D-модель кронштейна для капота модели ЗИЛ-131
Рис. 10. 3D-модель кронштейна для капота модели ЗИЛ-131

Но в моменте я решил поступить проще и просто приобрести аналогичный цельный капот.

Рис. 11. Замена сломанного капота модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)  на аналогичный новый
Рис. 11. Замена сломанного капота модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) на аналогичный новый

Новый капот приехал, и, как я полагал, все проблемы уйдут, ан нет! 😛

К сожалению, капот был отлит с кривизной, в результате чего в закрытом состоянии образовывался немалый зазор. Пришлось вспомнить навыки лепки, так как на помощь я призвал Момент-эпоксилин.

Рис.12. Устранение зазора между новым капотом и основным кузовом модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с помощью Момент-эпоксилина
Рис.12. Устранение зазора между новым капотом и основным кузовом модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с помощью Момент-эпоксилина

После того, как эпоксидка окрепла окончательно и превратилась в камушек, осталось подшлифовать восстановленную геометрию и закрасить это место в основной цвет кузова. А что из этого получилось, можете увидеть в конце статьи на фотографиях модели в готовом виде.

Рис.13. Устранение зазора между новым капотом и основным кузовом модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с помощью Моментк-эпоксилина
Рис.13. Устранение зазора между новым капотом и основным кузовом модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с помощью Моментк-эпоксилина

Для окрашивания решёток я применил остатки смеси эмалевых красок Х-6 Orange и Х-7 Red, для новых проблесковых маячков - прозрачную акриловую краску Х-23, а для задних фонарей - лак LP-52 от Tamiya.

Рис. 14. Окрашенные проблесковые маячки и задние фонари для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)
Рис. 14. Окрашенные проблесковые маячки и задние фонари для модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)

5. Пайка электрической цепи, сборка и демонстрация.

Далее были спаяны все элементы электрической цепи. В этот раз я использовал малые светодиоды, максимальный размер которых достигает 2х3 мм.

По аналогии с "Чайкой", для фар я решил использовать светодиоды с тёплым светом. Как я люблю выражаться - это придает модели эффект ламповости, исключает "игрушечный" вид и не превращает модель в "фонарик".

Однако, возможны любые варианты развития событий и на любой вкус ;)

Рис. 15. Спаянная электрическая цепь и начало сборки модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)
Рис. 15. Спаянная электрическая цепь и начало сборки модели ЗИЛ-131 (АЦ-40)

Не считая трудностей с расположением и фиксацией проводов, остальная сборка прошла штатно. Самое важное - проявлять терпение и не прилагать очень больших усилий.

Так, был создан первый электрифицированный образец пожарного ЗИЛ-131 (АЦ-40) от ЭЛЕКОНа (№001) да ещё и с улучшениями!

Даже без включенного света внешний вид модели смотрится намного серьёзнее за счёт новых решёток на передние фары и прозрачных, как и положено, проблесковых маячков и задних фонарей (рис. 16, 17, 18, 19, 20, 21).

Предлагаю взглянуть на готовый ЗИЛок со всех сторон:

Рис. 16. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией
Рис. 16. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией
Рис. 17. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией (вид справа)
Рис. 17. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией (вид справа)
Рис. 18. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией
Рис. 18. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией
Рис. 19. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией
Рис. 19. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией
Рис. 20. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией (вид слева)
Рис. 20. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией (вид слева)
Рис. 21. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией
Рис. 21. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией

Слегка приглушим свет и активируем электрическую цепь с помощью двух магнитов, которые нужно поднести к определённым местам кузова (рис. 22, 23, 24). Внимательные читатели легко найдут эти магниты на фотографиях!

А более подробно принцип действия магнита при активации цепи описан в той же публикации про электрифицированную "Чайку" ГАЗ-13.

Важный момент. Проблесковые маячки и фары с задними фонарями работают друг от друга независимо.

Рис. 22. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками
Рис. 22. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками
Рис. 23. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками (вид спереди)
Рис. 23. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками (вид спереди)
Рис. 24. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками
Рис. 24. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками

А теперь, активируем цепь в полной темноте (рис. 25, 26, 27):

Рис. 25. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками в полной темноте
Рис. 25. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками в полной темноте
Рис. 26. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками в полной темноте (вид спереди)
Рис. 26. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками в полной темноте (вид спереди)
Рис. 27. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками в полной темноте
Рис. 27. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с горящими вместе фарами, задними фонарями и проблесковыми маячками в полной темноте

Послесловие.

На мой взгляд, проект получился мощным. Ведь помимо ординарного восстановления на свет появилась (пока единственная) электрифицированная и улучшенная версия модели пожарного ЗИЛа-131 (АЦ-40) от ЭЛЕКОНа .

И да, присвоим ему положенный порядковый номер №001. А то вдруг, будут ещё? ;)

Рис. 28. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией в полной коробочке
Рис. 28. Конверсия модели ЗИЛ-131 (АЦ-40) с электрификацией в полной коробочке

Спасибо всем, кто дочитал статью до конца. Я искренне надеюсь, что данный проект вам откликнулся. Буду весьма благодарен за вашу обратную связь!

Вопрос к аудитории - а какую ещё модель вы бы хотели увидеть в "ожившем" состоянии с работающими фарами и задними фонарями? И хотели бы в принципе себе в коллекцию что-то электрифицированное? 😉

С уважением, ваш Сержик Моделист.

#ЗИЛ-131 #Пожарная машина #конверсия #ЭЛЕКОН #масштабная модель #1:43 #Сделано в России #3D принтер #3D-печать #Anycubic Photon mono 4k