Надо признать, что 99% людей, что пишут стихи, делают это ради забавы. Кто-то всерьез уверен, что мастерски владеет пером, ну а кто просто выражает свои мысли в стихотворной форме. В последние года полтора появился особый вид «воинствующие графоманы». По-другому я этих авторов никак не могут назвать, ибо их творчество — это клишированные стихи о родине, чести и свободе, которые не отличишь друг от друга. Почти все они используют одни и те же рифмы и метафоры. Вот пример:
«О, родина моя Россия
Тебя люблю я очень сильно.
Мы русские от мозга до колен
И мы врагов не будем брать в плен».
И далее ещё строчек 30 разбросанных мыслей, кое-как укатанных в рифму. О ритме, конечно, и слова не идёт. Это же «от души» пишется. Какие могут быть сомнения, что это поэзия в чистом виде?
Явление графомании в России было во все времена, что при Пушкине, что при Путине. Давайте разберём, что это вообще такое, на примере сатирического стихотворения Леонида Филатова, который довольно точно описал это явление.Леонида Филатова, который довольно точно описал это явление.
Скончался скромный человек
Без имени и отчества,
Клиент прилежнейший аптек
И рыцарь стихотворчества.
Он от своих булыжных строк
Желал добиться легкости.
Была бы смерть задаче впрок —
И он бы тут же лег костьми.
Филатов в первых строчках подчёркивает тяжесть строк людей, которые почему-то вдруг решили, что они поэты. У графоманов всегда много тяжёлых и длинных стихов. Они готовы заваливать поклонников своими виршами каждый день, каждый час считая, что несут миру искусство.
Хоть для камней имел Сизиф
Здоровье не железное.
Он все ж мечтал сложить из них
Большое и полезное.
Он шел на бой, он шел на риск,
Он — с животом надорванным
Не предъявлял народу иск,
Что нe отмечен орденом.
Он свято веровал в добро
И вряд ли бредил славою,
Когда пудовое перо
Водил рукою слабою.
Филатов намекает, что труд графомана похож на «сизифов труд». Это когда ты выполняешь много ненужной и монотонной работы, что не принесёт никакого результата.
Он все редакции в Москве
Стихами отоваривал,
Он приносил стихи в мешке
И с грохотом вываливал.
Валялись рифмы по столам,
Но с примесью гарнирною —
С гранитной пылью пополам
И с крошкою гранитною.
В тот день, когда его мослы
Отправили на кладбище,
Все редколлегии Москвы
Ходили, лбы разгладивши.
Графоманы очень активны. Они печатают по 10 томов своих сочинений за свой счёт, стараются в каждую щель пропихнуть свои «нетленки». Ругаются с теми, кто не разглядел в них гения, постоянно доказывая, что их будут помнить и после смерти. Но, как правило, все стихи уходят вместе с графоманом. Про них никто не вспомнит, как только автор перестанет проявлять активность.
Но труд — хоть был он и не впрок!
Видать, нуждался в отзвуке,—
И пять его легчайших строк
Витать остались в воздухе…
Поэт был нищ и безымян
И жил, как пес на паперти,
Но пять пылинок, пять семян
Оставил в нашей памяти.
Пусть вентилятор месит пыль,
Пусть трет ее о лопасти —
Была мечта, а стала быль:
Поэт добился легкости!
Истерты в прах сто тысяч тонн
Отменного булыжника.
Но век услышал слабый стон
Бесславного подвижника.
Почил великий аноним,
Трудившийся до одури…
…Снимите шляпы перед ним,
Талантливые лодыри!!!…
Как чётко выразился Филатов, называя настоящих поэтов «талантливые лодыри». У графоманов пишущих тысячи стихов могут действительно выходить хорошие строчки. Это как пульнуть дробью по мишени, хоть что-то да приблизится к цели.
В завершение я хочу сказать, что сами по себе графоманы безобидны и даже нужны миру. Именно благодаря им мы можем увидеть чёткий контраст между талантом и временным увлечением. Некоторые попишут-попишут, а потом переключатся на что-то другое. Или не переключатся, тут особой разницы нет.
Что касается настоящих поэтов, то лично мне хотелось бы, чтобы их было побольше. Хотя как писал Маяковский:
«Хорошо у нас в Стране Советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот поэтов, к сожаленью, нету — впрочем, может, это и не нужно.»
Он, конечно, иронизировал. Поэты в «Стране Советов» были. Есть они и сегодня, только их всё сложнее и сложнее найти в нашу цифровую эпоху.