Термин «перинатальные матрицы» ввел Станислав Гроф, исследователь сознания и наркотических средств. Станислав Гроф жив, ему 92 года, и он до сих пор ведет тренинги, он доктор медицины, доктор философии, профессор, психиатр, известный ученый, написал множество трудов, жил в Чехословакии, сейчас живет в Америке.
Он исследовал воздействие ЛСД на человека, когда ЛСД еще не был запрещен. Станислав Гроф дал основу трансперсональному анализу, использовал юнгианский анализ. И он обнаружил, что взрослые под действием психотропных веществ, которые потом запретили, испытывают трансцендентные переживания на различные темы, то есть, находясь в трансе. И одно из повторяющихся переживаний у взрослых людей – переживания внутриутробного характера, переживания факта рождения и ухода за новорожденным. Когда он исследовал и сопоставлял то, что человек прожил в трансе, с тем, что по факту происходило (опрашивались родители, поднимались медицинские книжки), оказывалось, что переживаемые в трансе события полностью копируют реальность, соответствуют тому, что происходило в момент рождения конкретного человека.
Станислав Гроф изначально говорил, что существует 3 перинатальные матрицы:
- Перинатальная – матрица от момента зачатия до рождения.
- Натальная матрица – матрица того, как протекали роды.
- Постнатальная матрица – ранняя постнатальная матрица (это первые 3 суток с момента рождения, самые сложные и критические для формирования личности) и общая постнатальная матрица. Постнатальная матрица - год после рождения, события этого года определяют то, какой опыт мы получаем, и то, каким образом мы будем реагировать на окружающий мир.
Матрицы – это некая установка, опыт, то, как мы его воспринимаем в тот момент, когда еще нет сознания и не развиты органы чувств.
Одна из основных работ Станислава Грофа – «За пределами мозга». Ученый пишет: «Это серьезные концептуальные проблемы, связанные с 3 типом переживаний, которые я назвал перинатальными. Клинические наблюдения ЛСД психотерапии наводят на мысль, что человеческое бессознательное содержит хранилище или матрицы, активация которых ведет к повторному проживанию биологического рождения и к серьезной конфронтации со смертью. Этот процесс смерти и нового рождения (он объединяет эти 2 процесса) связан, как правило, с открытием внутренних духовных областей в человеческом сознании, независимо от расового, культурного и образовательного фона. В перинатальном опыте проживающий может заново пережить элементы своего биологического рождения во всей их сложности, и иногда имеются детали, субъективно подтверждаемые. Когда условия тому способствовали, я мог убедиться в точности подобных отчетов, часто люди до сеанса не знали обстоятельств своего рождения, им удавалось вспомнить аномалии и особенности утробного положения, детали и механику родов, характер родовспомогательного вмешательства и послеродового ухода. Переживания, связанные с ягодичным предлежанием, предлежащей плацентой, пупочным канатиком, обвитым вокруг шеи, применением касторового масла, использованием щипцов, акушерскими приемами, анестезией, реанимационными процедурами – вот лишь несколько примеров, которые наблюдались в перинатальных психоделических переживаниях. По-видимому, память об этих событиях распространяется на ткани и клетки тела. Процесс повторного проживания родовой травмы может ассоциироваться с психосоматическим воссозданием всех соответствующих физиологических симптомов, таких как ускорение пульса, асфиксия с заметным изменением цвета кожи, гиперсекреция слюны или слизи, чрезмерное мышечное напряжение с выраженной энергетической разрядкой, специфические позы и движения, появление гематом и следов родовых повреждений. Имеются указания, что переживания рождения ассоциируются с биологическими изменениями в теле, копирующими ситуацию действительных родов – низкое кислородное насыщение крови, биохимические знаки стресса, специфические характеристики углеводного обмена. Такое комплексное восстановление ситуации рождения, распространяющееся и на внутриклеточные процессы и цепочки биохимических реакций, представляется трудной задачей для традиционных научных моделей».
Станислав Гроф создал технику холотропного дыхания, где с помощью определенного паттерна дыхания человек погружается в момент натальной матрицы, в момент своего прихода на свет, перехода из перинатальной в постнатальную матрицу. Будучи взрослым, он перепроживает вновь то, что было с ним в момент рождения - свои травмы, и свои ощущения, все те события, которые имели место в момент рождения.
Гроф говорит, что существует клеточная память, есть какое-то хранилище, где хранится эта память, и ее можно инициировать. Эти события и чувствования в момент рождения не просто будут воспоминаниями, а смогут сопровождаться всеми системами организма, будет изменяться пульс, частота дыхания, артериальное давление, проявление цианоза, например, если ребенок рождался с тройным обвитием пуповины и синий, с хорошей гипоксией. В таком случае взрослый, который заходит в этот опыт и проживает его, также может посинеть, и также будет испытывать гипоксию, вплоть до того, что если ребенку в раннем перинатальном периоде понадобилась реанимация, чтобы его привести в себя, то и взрослому, проживающему подобный опыт, тоже может понадобиться реанимация.
Этот процесс достаточно опасный, если человек родился с какими-то осложнениями, организм это помнит на клеточном уровне. Затрагивая это хранилище данных, можно прийти к физической гибели. Я не буду рекомендовать всем идти в холотропное дыхание, и тем более это не стоит делать самостоятельно. Если же вы решаетесь на групповой тренинг, необходимо удостовериться, что у тренера есть помощники, которые могут помочь выдернуть в здесь и сейчас тех, кто погружается в транс, и чье состояние ухудшается.
Натальная матрица – это опыт, полученный в момент рождения, это сложный процесс, когда мама может помогать ребенку, а может ему препятствовать, страхом, болью, скованностью, криками, в зависимости от готовности женщины к родам, плюс имеют значение различные медицинские аспекты, родовспоможение и пр.
Постнатальная матрица – это про то, разлучали с мамой, или нет, про «золотой час» - первый час после рождения, он важен для формирования безопасности, способности к контакту, способности доверять этому миру.
Изначально Станислав Гроф описывал 3 матрицы. Но в дальнейшем он сказал, что есть 4 перинатальные матрицы, и ввел понятие «пренатальная матрица» - это что-то, что происходило до рождения. Эта матрица описывается как набор памяти о том, что происходило до момента зачатия, чаще всего с мамой, но может быть и с отцом, с теми людьми, которые являются носителями клеток, из которых я появился. Пренатальная матрица используется для исследования того, как это откладывает отпечаток на наше дальнейшее отношение к жизни, к задачам, здесь важен год до момента зачатия. Это сейчас активно исследуется и применяется в психологии.
Станислав Гроф описывал, как люди имеют чувственный трансцендентный опыт в одноклеточном существовании. Взрослый человек в многоклеточном организме имеет опыт того, как быть яйцеклеткой или сперматозоидом (этот опыт сохраняется в памяти всех клеток), как быть одной клеткой.
Пренатальная матрица – это год до зачатия. Если в этот год происходили потрясения, например, гибель другого ребенка, аборты матери, смерть родителей вашей мамы, или отца, потрясения в обществе, коронавирус, СВО, это будет влиять на то, с какой клеточной памятью вы воплотитесь в эту жизнь. Матрица – это пространство, набор знаний, которые мы не осознаем, а получаем на клеточном уровне от наших родителей, задолго до того, как произошло зачатие.
Если мы говорим про клеточную память, то тело матки помнит все беременности, которые в ней происходили, успешные и не успешные. Организм всегда знает, была беременность, или не было, была потеря, или ее не было, даже если месячные пришли во время, даже если ваше сознание не знает, что у вас произошло зачатие яйцеклетки. Возможно, произошло прикрепление на 3-4 дня, и в дальнейшем имела место потеря оплодотворенной яйцеклетки.
Существует трансперсональный, трансцендентальный опыт восприятия себя одной клеткой, существуют матрицы, и это подтверждено. Девочка рождается уже с полным набором тех клеток, которые дальше становятся яйцеклетками, и кому-то из этих яйцеклеток дано оплодотвориться и родиться в виде конкретных людей. Эта клеточная память может продолжаться с периода внутриутробного развития вашей мамы, когда вы были яйцеклеткой, а впервые эта клетка появилась в организме вашей мамы, когда она была в организме у своей мамы.
Зачем нам знания о 4 перинатальных матрицах? Во-первых, мы можем перепрожить момент рождения и первых дней после появления на свет, чтобы понять, что мир не опасен, совершить перерешение, что поменяет всю нашу жизнь. Во-вторых, каждая женщина и каждый мужчина должны понимать, что зачатый ребенок – это уже человек, и он своими клетками чувствует все, что происходит с мамой. Если мама не была готова к беременности и думает о самоубийстве, стоя на мосту, ребенок тоже будет иметь желание спрыгнуть с моста во взрослой жизни, если он вообще родится. Или женщина хотела девочку, а узнав о том, что в ее животе мальчик, она плачет несколько дней… Что чувствует ребенок? Как это скажется на его жизни, доверии миру, принятии себя как человека определенного пола и человека, имеющего право на безусловную любовь мамы?
4 перинатальные матрицы дают нам большое поле для переосмысления нашей жизни, нашего опыта, отношения к беременности и последующим поколениям.