Небольшим Эдесским государством в первом веке нашей эры правил царь Авгарь. Он страдал от неизлечимой болезни, и, услышав о проповеди Иисуса Христа в Палестине, отправил к Спасителю посланника с письмом и приглашением в свои владения. Ответ Христа – вроде бы собственноручный – долгое время был главной достопримечательностью Эдессы.
Илья Попов, кандидат исторических наук:
Есть история о царе Эдессы Авгаре, который вступил в контакт с Христом в первом веке. То есть он написал ему письмо с просьбой приехать, прибыть, так сказать, в Эдессу и просветить и его, и его народ. Но Христос не смог этого сделать и отправил в Эдессу либо одного из своих приближенных, либо по другим версиям это был просто посланец по имени Анания или Ханан. Вот этот человек вернулся в Эдессу с ответным письмом Христа.
Позже появились предания о том, что посол Авгаря привез из Палестины еще и портрет Христа. В версиях сирийских, восточных сказано, что художник не мог ничего нарисовать, потому что от лица Спасителя исходил настолько несказанный и величественный свет, что передать этот свет было никаким образом невозможно. И получалось все время не то.
Тогда Иисус, умывшись, взял полотенце – по-старославянски, убрус, - отер им лицо, и на ткани запечатлелся Его Божественный лик. Слуга отнес этот убрус в город Эдессу и, приложившись к этой ткани, царь исцелился.
Именно это изображение ляжет в основу самых первых в истории икон Иисуса Христа. Позже, в борьбе с иконоборцами, богословы будут ссылаться на Убрус из Эдессы как на неоспоримое свидетельство в пользу иконопочитания.
Джан Мария Дзакконе, директор Международного Центра изучения Плащаницы в Турине:
Во-первых, Христос сам запечатлел свой лик на полотне, таким образом решив проблему неспособности человека изобразить Его Божественную природу. Иконописцам оставалось лишь копировать то, что стало архетипом. А во-вторых, если сам Христос оставил свое изображение, значит, от почитания икон не нужно отказываться.
По одной из версий историков, Убрус из Эдессы был не просто образом – это была ткань, сложенная вчетверо, на которой было изображение всего тела Христа. Другими словами, Спас Нерукотворный, возможно, и был плащаницей. Но поскольку нагота на Востоке считалась абсолютно неприличной, это полотно сворачивали так, что был виден только лик. И в таком случае, принести плащаницу в Эдессу мог один из апостолов – учеников самого Спасителя.
Из документального фильма "Спас Нерукотворный. Неразгаданный образ Христа":