Найти тему

Этот испанский город ограничивает движение автомобилей уже 24 года. Вот, что мы можем извлечь из этого

Оглавление

В 1999 году Мигель Анхо Фернандес Лорес стал мэром Понтеведры, города с населением 84 000 человек в северо-западной Испании. В то время Понтеведра сталкивалась с целым рядом проблем, включая плохое качество воздуха, отток молодых семей и застой экономики. Вдохновленный книгами, такими как "Смерть и жизнь больших американских городов" Джейн Джейкобс и британским докладом "Движение в городах", Фернандес Лорес полагал, что у него есть решение: избавиться от автомобилей, засоряющих улицы Понтеведры.

И он сделал это. Начиная с исторического центра города и постепенно расширяясь, город убрал парковку на улицах, ограничил доступ для автомобилей и расширил тротуары. (Стремительно отметим, что трансформация Понтеведры началась более десяти лет назад, до того, как мэр Парижа Анн Эйдальго стала урбанистическим знаменитостью, изгоняя автомобили из Светового города). Некоторые владельцы автомобилей из Понтеведры были против, но мэр Фернандес Лорес не уступал. "Мне не в моих обязанностях как мэра уделять внимание тому, чтобы у вас было место для парковки", - заявил он на конференции 2020 года. "Для меня это то же самое, что если бы вы купили корову или холодильник, а затем спросили меня, куда вы их поставите".

С благополучно продолжающейся уже более двух десятилетий кампанией "Меньше машин, больше города" Понтеведра предоставляет одни из лучших свидетельств о том, что происходит, когда город переосмыслен, чтобы быть удобным для людей, а не для автомобилей.

Вот пять уроков, которые могут предложить местным чиновникам в других местах те, кто хочет идти по этому пути, освободившись от автомобилей.

Урок 1: "Без автомобилей" не означает "отсутствие автомобилей"

Несмотря на свою репутацию, Понтеведра допускает движение определенных автотранспортных средств на своих улицах. "Мы не говорим о том, что мы город без машин", - говорит мэр Фернандес Лорес. "Мы говорим о том, что мы город с только необходимым, существенным транспортом".

Жители Понтеведры могут доехать на своих автомобилях до гаражей, а посетители могут заплатить за парковку в подземных паркингах (в городе также созданы несколько бесплатных парковочных площадей на городских окраинах, в пределах пешей доступности от центра города). Люди с ограниченными возможностями могут свободно перемещаться на своих автомобилях в Понтеведре, при наличии разрешения, а работники служб доставки могут на короткое время оставить свои автомобили на улице.

Но не сомневайтесь: количество автомобилей в Понтеведре резко упало за последние два десятилетия после устранения парковки на улицах, превращения полос движения в тротуары и перепланировки улиц для пресечения проезда. "Если вы хотите проехать через Понтеведру, вы можете, но потратите много времени и поймете, что это неудобно", - говорят жители города. По данным города, количество автомобильных поездок сократилось на 97% с 1999 года в историческом центре площадью 4,5 квадратных километра и на 53% во всем городе (площадь которого составляет 46 квадратных миль, что в два раза меньше округа Колумбия).

-2

Урок 2: Отказ от автомобилей способствует безопасности дорожного движения

Несколько автомобилей, которые все еще передвигаются по улицам Понтеведры, ограничены скоростью 30 км/ч (19 миль в час), и почти 300 лежачих полицейских препятствуют возможности разогнаться. Из-за низкой скорости движения аварии гораздо реже приводят к серьезным травмам. По словам представителей муниципалитета, в городе не было смертей в дорожно-транспортных происшествиях с 2011 года.

Благодаря медленному движению и ориентированным на пешеходов улицам города "велосипеды подвергаются очень незначительным угрозам", как указано в городской брошюре. В городе построено очень мало велосипедных дорожек; вместо этого предполагается, что велосипедисты замедляются и смешиваются с пешеходами.

Это подход, который кажется сложным для понимания для американских городов, где городские велосипедисты часто вынуждены делить полосу движения с трехтонными внедорожниками, движущимися со скоростью 40 миль в час (не случайно смертность среди велосипедистов и пешеходов в США находится на самом высоком уровне за десятилетия). Для городов, стремящихся защитить так называемых "уязвимых участников дорожного движения", опыт Понтеведры указывает на то, что уменьшение скорости движения автотранспорта, а также количества автотранспортных средств в целом, является стратегией, заслуживающей внимания.

Урок 3: Отказ от автомобилей может привлечь новых жителей

До того как Понтеведра пережила перемены в сфере транспорта, рост населения города был незначительным. Мэр Фернандес Лорес сказал, что когда он вступил в должность в 1999 году, исторический центр в значительной степени был лишен молодых семей и пожилых людей, многие из которых чувствовали себя небезопасно из-за проезжающего транспорта.

Теперь ситуация кардинально изменилась: Понтеведра стала самым быстрорастущим городом в провинции Галисия. "Люди переезжают из пригородов в город, а также из других частей Испании", - говорит мэр Фернандес Лорес.

Многие новоприбывшие в Понтеведру - это молодые семьи, привлеченные безопасными улицами и чистым воздухом (уровень углекислого газа в местном воздухе снизился на две трети с момента ограничения движения автотранспорта). Популяция города также является самой молодой среди провинции Галисия.

В мировом масштабе аргументы в пользу уменьшения использования автомобилей обычно касаются безопасности, загрязнения и качества жизни. Но опыт Понтеведры позволяет предположить, что отказ от автомобилей может также способствовать городскому оживлению. Может ли отказ от автомобилей придать новый импульс борьбе с проблемами американских городов, особенно в Северо-восточном и Среднем Западе, где многие городские планы предшествовали эпохе автомобиля? Это занимательная идея, которая пока не была проверена.

-3

Урок 4: Отказ от автомобилей может стимулировать местную экономику

Исторический центр Понтеведры теперь пульсирует от коммерческой активности, поскольку толпы пешеходов тратят свои евро в магазинах и кафе. Пустые витрины здесь редкость.

Ситуация была иной в 1990-е годы, когда розничная торговля уходила из центра города в пригороды. Стимулирование экономического роста было ключевой целью перезагрузки мобильности в городе, и, кажется, это сработало. В последней экономической переписи Понтеведра показала более высокий рост числа предприятий по сравнению с любым другим галисийским городом с 2016 по 2020 год.

"Мы делаем ставку на местные магазины", - говорит мэр Фернандес Лопес. "Мы хотели, чтобы весь центр города был местом, где можно купить пару ботинок или брюк в различных магазинах". С тех пор, как он занял пост, он отказался утверждать строительство новых торговых центров на городских окраинах, опасаясь, что торговля в пригородах может отнять энергию у ориентированных на пешеходов центральных улиц. "Если вы распределите торговые услуги по всему городу, людям придется ехать на машине, чтобы добраться до них".

Как в Северной Америке, так и в Европе местные розничные предприятия часто являются одними из наиболее ярых противников усилий по пешеходизации, опасаясь, что ограничения движения автомобилей уничтожат их бизнес. Однако исследования показывают, что они постоянно переоценивают долю своих клиентов, приходящих на автомобилях. Опыт Понтеведры показывает, что многие местные заведения могут неплохо существовать, обслуживая пешеходов.

Урок 5: Отказ от автомобилей может стать политическим победителем

Ограничение доступа автомобилей стало предметом ожесточенных дискуссий в европейской политике. В Барселоне и Берлине новоизбранные городские лидеры отменили введенные предшественниками ограничения скорости и пешеходные зоны. Несколько недель назад премьер-министр Великобритании Риши Сунак объявил о своем противопоставлении зонам с низким трафиком в Лондоне, заявив: "Я на стороне автолюбителей".

Тем не менее, продолжительность правления Фернандеса Лореса в качестве мэра Понтеведры - 24 года и не считая - показывает, что избиратели могут вознаграждать лидеров, освобождающих свой город от автомобильного удушья. Фернандес Лорес рассказал, что он является самым долгослужащим мэром крупного города во всей Испании. ("Не самый старший - просто самый долгослужащий", - сказал он, усмехнувшись.)

Еще более поразительно то, что провинция Галисия, окружающая Понтеведру, является оплотом консервативной испанской политики. В Соединенных Штатах синие города, как, например, Сан-Антонио, часто сталкиваются с противоречиями с представителями консервативных штатов, когда пытаются ограничивать скорость движения автомобилей или перераспределять дорожное пространство для пешеходов или велосипедистов.

Тем не менее, политика в области транспорта Фернандеса Лореса сделала его своего рода мишенью для критики. В июле крайне правая партия Vox устроила митинг в Понтеведре, заявив, что город превратился в "лабораторию для экспериментов по Повестке 2030", ссылаясь на широко опровергнутую конспирологическую теорию о COVID. Местные жители, кажется, промолчали; Vox не получила ни одного места в законодательном собрании региона Понтеведра на последующих испанских выборах в этот месяц.

Уроки Понтеведры не применимы одинаково ко всем городам мира; многим из них не хватает ее живописного центра, изначально созданного для пешеходов. Ограничение автомобилей в мегаполисе, изначально предназначенном для автомобилей, как это было во многих городах Южного и Западного побережья США, более сложно и менее выгодно.

Но это все равно оставляет бесчисленное множество городов и поселков как на одной, так и на другой стороне Атлантики, где принятие лозунга Понтеведры "меньше машин, больше города" может вызвать отклик. И помните: Понтеведра не преобразила свои улицы сразу: город начал с исторического центра и двигался к окраинам, пока жители не прониклись идеями мэра Фернандеса Лореса.

Это, вероятно, самый главный урок Понтеведры: как только жители попробуют жизнь в городе без автомобилей, большинству из них это, кажется, нравится. Много.

Ссылка на оригинал: https://www.fastcompany.com/90952175/this-spanish-city-has-been-restricting-cars-for-24-years-heres-what-we-can-learn-from-it

-4