Найти в Дзене
npoBce4to3nal

Неизвестный И.К.Дорнер

В Голубом зале музея Академии художеств 14 сентября открылась выставка работ Иоганна Конрада Дорнера (1809-1866) - баварский, австрийский и русский художник-портретист, академик исторической живописи Императорской Академии художеств. В 30-40-годы XIX века весьма высокооплачиваемый известный портретист, обласканный высшим светом, Дорнер был так же быстро забыт после отъезда из России, сколь быстрым было его восхождение и слава портретиста.

Портрет Дорнера - из Википедии
Портрет Дорнера - из Википедии
Афиша выставки перед Голубым залом
Афиша выставки перед Голубым залом

Самым крупным императорским заказом, выполненным Дорнером в России, были 12 икон для строившегося с 1818 по 1858 годы Исаакиевского собора. Три иконы, исполненные Дорнером, в настоящее время сняты с высоты 7 метров из-за реставрации той части собора, где они обычно висят, и занимают главное место на выставке.

3 иконы Исаакиевского собора - впервые вне стен собора на выставке. Они оставались на своих местах и в блокаду. Для экспонирования на выставке понадобилось незначительное вмешательство реставраторов
3 иконы Исаакиевского собора - впервые вне стен собора на выставке. Они оставались на своих местах и в блокаду. Для экспонирования на выставке понадобилось незначительное вмешательство реставраторов

Остальные 9 икон находятся в алтаре собора, их видят только священники, заходящие в алтарь во время службы. На выставке представлены эскизы икон, получившие высочайшее утверждение.

-4

Эскизы хранятся в библиотеке Института путей сообщения, любезно предоставившего эскизы на выставку.

-5

И подготовительные рисунки персонажей всех икон

-6

Об авторе икон - Дорнере было мало известно в России — кроме того, что он вместе с Карлом Брюлловым и другими мастерами работал над оформлением Исаакиевского собора.

Дорнер был католиком, его жена — протестанткой, а главным заказом в течение 10 лет, прожитых художником в России, стали иконы для православного главного собора Российской империи. После отъезда в Рим, где Дорнер прожил свои последние 12 лет, его имя быстро забыли.

Некоторые портреты кисти Дорнера, хранившиеся в Эрмитаже, были известны искусствоведам, другие "нашлись" в течение последних лет, когда после получения альбома рисунков Дорнера от потомков художника интерес к нему возрос. В 2017 году в рамках года Германии в России альбом с рисунками Дорнера был подарен Исаакиевскому собору.

Альбом рисунков Дорнера представлен на экране, где альбом можно листать
Альбом рисунков Дорнера представлен на экране, где альбом можно листать

Менее чем за десять лет специалисты обнаружили порядка ста работ мастера в России и не только.

Портрет светлейшей княгини Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн, урожденной княжны Барятинской, хранящийся в частной коллекции. Холст. масло. 1840
Портрет светлейшей княгини Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн, урожденной княжны Барятинской, хранящийся в частной коллекции. Холст. масло. 1840

Кроме альбома и икон на выставке несколько портретов высокопоставленных заказчиков Дорнера из Эрмитажа ,Русского музея, Новгородского музея-заповедника, Пушкинского дома и даже научно-технической библиотеки Университета путей и сообщения.

-9
-10
Невольницы. 1852, Холст, масло. Новгородский музей-заповедник
Невольницы. 1852, Холст, масло. Новгородский музей-заповедник
На открытии выставки
На открытии выставки
Мужской портрет. Середина XIX в. ГМП "Исаакиевский собор"
Мужской портрет. Середина XIX в. ГМП "Исаакиевский собор"
Альбом рисунков Дорнера в витрине
Альбом рисунков Дорнера в витрине
Зал выставки беспримерно тактично оформлен
Зал выставки беспримерно тактично оформлен
Директор новгородского музея
Директор новгородского музея
Юрий Витальевич Мудров и директор Новгородского музея
Юрий Витальевич Мудров и директор Новгородского музея
Гости выставки и сотрудники музея
Гости выставки и сотрудники музея
-19

На открытии выставки Юрий Витальевич рассказал гостям, что идея организовать выставку родилась после выхода в свет первой научной монографии о малоизученном художнике Иоганне Конраде Дорнере (1809-1866), автор которой О. А. Жарковская, в прошлом сотрудник ГМП «Исаакиевский собор», ныне работник Государственного Эрмитажа. Юрий Витальевич огласил список музеев и организаций, которые приняли участие в выставочном проекте, выразив благодарность и надежду на дальнейшее совместное сотрудничество.

Одним из ключевых событий торжественного открытия стала презентация книги «Иоганн Конрад Дорнер». Автор книги О. А. Жарковская рассказала об издании, которое включает в себя научное исследование произведений И. К. Дорнера, каталог репродукций, копий и изображений его работ в интерьерах, приложение с типами авторских подписей. Издание имеет обширный изобразительный материал (более 270 иллюстраций), позволяющий составить представление обо всех работах мастера, выявленных автором на момент выхода монографии в музеях и частных собраниях России и Европы.

Издание можно приобрести в киосках Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.

Уникальна по своему наполнению выставка открыта до 26 ноября.