Фильм "Доводы рассудка" 1971 года по сравнению с более поздними версиями длится в два раза дольше (3 ч. 45 мин.) - это полноценная экранизация, в которой уделено внимание практически каждому эпизоду из романа!
Я большой поклонник этого подхода, хотя и понимаю, что сейчас модно убыстрять действие, сокращать и урезать второстепенные линии и малозначимые сцены. И все же, согласитесь, в романах Джейн Остин зачатую мелкие происшествия и составляют большую картину. Тем более, что во времена, когда леди и джентльмены не могли даже написать письмо возлюбленному или возлюбленной, если они не помолвлены официально, каждая встреча, взгляд и реплика несли куда как больше информации, чем кажется на первый взгляд.
Фильм 1971 года - конечно, ретро-версия. Со всеми положенными недостатками - скромными, по сравнению с 1990-ми, бюджетами, возрастными актерами, не всегда достоверным реквизитом и костюмами. Но в этом фильме, по моему мнению - самая лучшая из всех киноверсий Энн Эллиот! Несмотря на то, что прическа ее явно является фантазией гримеров (по крайней мере, на портретах той эпохи я подобного не видела), ткани на платьях зачастую похожи на достижения легкой промышленности 1970-х, а не на хлопок и муслин начала 19 века! Причина проста - несмотря на то, что актриса Энн Фёрбенк старше своей героини почти на десять лет, она смогла сделать то, что не удалось другим - сыграть умную, тонкую, полную достоинства Энн. Энн, которая умеет глубоко чувствовать, но не покажет проявлений своих чувств в неуместный момент.
Вот первое появление Энн в сериале:
Обратите внимание: костюмы грешат некоторыми неточностями, но это, вероятнее всего, из-за невозможности найти ткани, полностью повторяющие материал эпохи регентства. Полагаю, в отличие от фильмов 90-х годов тогда еще не было возможности заказать ткань определенного цвета с исторически верным рисунком, а в костюмерных кинокомпаний не было накоплено достаточно предметов гардероба, которые можно было бы одолжить для съемок костюмных фильмов.
Тем не менее, Энн одета скромно, но разнообразно (вспомните версию 2007, где героиня вынуждена была демонстрировать уныло-серые бесформенные одежки). Платья сидят на ней прекрасно.
Да и в целом актриса очень милая и приятная. Кстати, ее можно увидеть и в любимых и известных проектах - например, в Пуаро (серия "Происшествие в море"), "Чисто английских убийствах" (Серия 12-го сезона "Черная книга").
Что касается капитана Уэнтворта, здесь, к сожалению, я подобного восторга не испытала. Но вины актера Брайана Маршала здесь нет, игра замечательна. Просто образ капитана не вытянули, с моей точки зрения, специалисты по гриму и костюмам. Собственно, капитан практически не отличается от, к примеру, Чарльза Масгроува - сравните, вот они в одной сцене, на капитане невнятный серо-коричневый костюм. То ли дело бравый Киран Хайндс в мундире или Руперт Пенри-Джонс в вечернем костюме с затейливо повязанным галстуком).
Вообще, костюмы капитана почему то сплошь невнятные - и серый с коричневым еще не худший вариант. В вечернем варианте это какой-то застиранный красно-бордовый или линялый синий. Непонятно, почему нельзя было надеть классический костюм, как у мистера Эллиота.
Семья Энн вполне соответствует книжным образам. Сэр Уолтер занимается самолюбованием с полной уверенностью в том, что ни один джентльмен в округе с ним не сравнится.
Элизабет также уверена в своей неотразимости - и в чувствах, которых к ней питает мистер Эллиот.
Мэри - пустая и капризная, но по-своему привлекательная внешне.
Мистер Эллиот , пожалуй, вполне также подходит - он умеренно хорош, довольно элегантен и в его выражении глаз можно разглядеть некое двуличие "второе дно" .
Конечно, украшение семьи Масгроувов - Генриетта и Луиза, милые девушки, в платьях с шелковыми поясами, а локоны в их прическах явно дали немало работы горничным.
Адмирал и его супруга здесь выглядят так:
Обратите внимание на тюрбан в прическе миссис Крофт! Явно ей не чужды моды эпохи Регентства. (В "Нортингерском аббатстве", помнится молодые леди отваживались украшать себя тюрбанами, так что это явно не ретро-стиль).
Мне также запомнилась подруга Энн: посмотрите на ее прическу и чепец. Не знаю насколько это достоверно (мне кажется, больше бы подошло к более поздней эпохе, скорее вспоминается "Джейн Эйр" - так могла бы украсить себя учительница в школе или экономка, как мне кажется ).
Видимо, не пришло еще время, когда для сериалов принято было арендовать замечательные английские поместья (как в "Гордости и предубеждении" 1995 года), поэтому многие эпизоды снимали в павильоне. Да и обставляли , видимо, из того, что можно было найти. Посмотрите на камин в поместье Эллиотов - и сравните с каминами настоящих английских домов в "ГиП".
Или диван с тройной спинкой - мне кажется, ему место на сцене театра!
Но надо отметить, есть и уличные сцены. Прежде всего, Лайм. В Бате есть крошечная сцена с колясками, ждущими зрителей (после знаменательного концерта).
Лично мне нравится прогулка Энн и капитана в финале, когда они уже уверились во взаиной любви. Здесь нет никакой беготни, нет "обязательного" поцелуя на улице. Но очень трогательно Энн кладет свою руку на руку возлюбленного, а он нежно придерживает ее ладонью. (Впрочем, в финале поцелуй все же будет - но Энн и Фредерик будут одни в укромном уголке особняка.)
Длительность фильма позволяет показать все сцены, кроме, пожалуй, тех, где требуется участие детей Масгроувов - полагаю, связано это было с трудностью поиска маленьких актеров. Например, прогулка, во время которой капитан узнал от Луизы, что к Энн сватался ее брат Чарльз, но получил отказ - это большая сцена, в сценарии были все подробности, даже то, как Мэри дуется на раздраженного мужа, который не хочет идти с ней под руку.
Мне очень нравится окончание фильма, когда на вечеринке у Эллиотов мы видим, как рады за Энн ее друзья, а также реакцию Элизабет и сэра Уолтера на побег их компаньонки. Кстати, надо отметить, что выдержка им не изменяет. Несмотря ни на что, они ведут себя как светские люди, и не показывая удивления и разочарования приступают к организации игры в карты.
Ну и, конечно, влюбленные Энн и Фредерик завершают последний эпизод этой экранизации.
Есть ли те, кто смотрел этот старый фильм? Понравился ли он? Похожи ли главные герои на тех, о ком читали в романе, как вам кажется?
Другие экранизации "Доводов рассудка" обсуждали вот в этих публикациях: