Золотой век экранизаций британской классики пришелся на 90-е годы. В том же году, что и знаменитый сериал "Гордость и предубеждение", вышел фильм по другому роману Джейн Остин - "Доводы рассудка". Создатели не стали использовать формат сериала, что не позволило включить некоторые сцены, однако хронометраж все же чуть больше, чем версия 2007 года, которую мы обсуждали здесь:
За 1 час 47 минут мы успеваем с героями пережить несколько месяцев, которые потребовались Энн, чтобы вернуть любовь капитана Уэнтуорта, оценить пейзажи и костюмы, и, конечно, актеров.
По традиции начнем с главных героев. Энн в этой версии играет английская актриса Аманда Рут.
Список ее ролей вы можете легко найти - он внушителен! Как ни странно, я прежде всего вспомнила ее по одной из серий "Пуаро". Там она играет миссис Ренделл - женщину, которая тревожится, что Пуаро хочет расследовать некие неприглядные вещи в ее прошлом - и весьма подходит к этой роли:
И уж конечно нельзя не упомянуть Уинифред Дарти в сериале 2000 года!!!
Что же касается Энн, мне кажется, как и в версии 2007 года, создатели не вполне смогли показать скромность и достоинство главной героини. Скромность здесь выглядит так, будто Энн чем-то испугана (не думаю, что актриса с таким послужным списком успешных ролей специально припасла испуганное выражение лица именно для Энн, наверное, указания режиссера сыграли свою роль). Ведь Аманда Рут умеет быть и веселой жизнерадостной - как Уинифред в первых сериях "Саги" .
Не очень мне нравится и небрежная челка Энн. А вот с костюмами дело обстоит намного лучше, чем в фильме 2007. В первой части фильма Энн одета не слишком нарядно, но на уровне своих родственников и знакомых. Посмотрите на семью Масгроув (это семья сельского помещика):
Леди в светлых платьях из хлопка или муслина. На платьях каждой из героинь есть интересная отделка - рукава, подол, вырез - столько деталей! Интересно и то, что в дневное время все они прикрывают (как и положено) зону декольте декоративными косынками, кружевами, воротничками!
На вечерних приемах Энн и дамы переодеваются в более нарядные платья из дорогих тканей.
В общем, есть ощущение исторической достоверности, кстати, не только в костюмах.
Вечерние сцены сняты при свечах - именно так и проходили ужины и вечера, где леди и джентльмены танцуют - при весьма скудном с нашей точки зрения освещении! Впрочем, молоденькие мисс Масгроув и прочие леди, возможно, были довольны, что могут в полумраке нежно улыбнуться кавалеру и увидеть его улыбку.
Роль капитана Уэнтуорта исполняет Киран Хайндс. С первого просмотра я отметила, что для книжного капитана он с виду очень суров. Да и выглядит постарше - как мы помним, Фредерик Уэнтуорт был молод и небогат, но сделал быструю и блестящую карьеру. То есть в момент повторной встречи с Энн это все еще молодой мужчина. Здесь же капитан - скорее средних лет. В то же время не могу не отметить, что здесь он чаще улыбается.
Сэр Уолтер насмешил тем, что он здесь имеет рыжеватый оттенок волос! Удивительно, мы помним, что он всячески порицает веснушки (которые часто бывают у рыжеволосых). Видимо, "Гауленд" или иное средство смогли сохранить его кожу :-)
Несколько удивляет старшая сестра героини - Элизабет Эллиот. Первое ее появление в кадре:
Почему-то в гостиной она сидит, развалившись на стуле, сползая вниз, при этом неопрятно поедая сладости прямо из коробки (и даже облизывая пальцы). Поведение ее с Энн во многих сценах просто хамское (мы помним, что она не уважала свою сестру и не относилась к ней по-дружески, но все же Элизабет не питала к ней недобрых чувств и в любой ситуации держалась, как и полагается леди). Но вот манеры одеваться так, что никакая экономия не спасет Киллинч, здесь передана:
Мэри на фоне сестер выглядит несколько распустехой - но это и неудивительно, ведь она целыми днями полеживает на диване, ожидая, когда все сбегутся утешать ее в притворных хворях.
Очень милые сестры Масгроув. Генриетта есть на картинке выше, а вот Луиза на прогулке в Лайме.
Леди Рассел здесь не просто элегантна - она, как видно, следует веяниям моды. Прическа у нее из коротких волос! Да и туалеты не просты и скромны, как можно ожидать от сельской леди!
Адмирал и миссис Крофт здесь замечательные:
Видно, что это люди обеспеченные (и значительно, раз смогли снять богатое поместье Киллинч-холл), при этом простые и преданные друг другу. Этой миссис Крофт веришь, когда она рассказывает, что единственный раз чувствовала себя дурно. когда не смогла отплыть на корабле с мужем, оставшись ждать его из плавания на берегу. А качка ей нипочем!
Мистер Эллиот, в отличие от версий 2007 и 2022 (!) мне привлекательным не кажется. Есть в нем что-то приторное или притворное.
Его махинациям с деньгами и желанием обеспечить титул любым способом совершенно не удивляешься. (В конце фильма, узнав о скорой свадьбе Энн, он буквально взглядом вызвал свой запасной вариант - миссис Клей - из комнаты). Какое коварство! Как все подготовлено на любой случай! А ведь обещал любить Энн ;)
Что касается сюжета: за те двадцать минут, на которые отличается хронометраж этого фильма от версии 2007, удалось добавить некоторые сцены. Например, встречу Энн и ее подруги. В отличие от версии 2007 она здесь, как и положено, больна, и Энн навещает ее, общаясь в ее квартирке, попутно выслушивая сплетни от "няни Рук". Здесь ей не приходится узнавать о коварстве мистера Эллиота на бегу!
Мне очень понравилось, что настроение у фильма не такое меланхоличное, как в фильме с Салли Хокинс и Рупертом Пенри-Джонсом. По мере развития сюжета закадровая музыка становится веселее, да и пейзажи не сплошь серые, есть прекрасные, солнечные дни! Это замечательно! Все же история Энн и Фредерика - это не тусклое серое пятно, ведь даже в то время, когда они еще не знали, что снова будут вместе, в их жизни были и добрые, светлые эмоции.
Стоит отметить, что и здесь была использована не вошедшая в книгу задумка: Фредерик Уэнтуорт передает Энн поручение адмирала, который готов освободить Киллинч, если Энн выйдет замуж за кузена, как об этом поговаривают сплетники. Но, к радости почитателей классики, Энн здесь никуда не бегает. Финальному объяснению героев предшествует, как и в романе, письмо Уэнтуорта, в котором он признается в любви и готов отдать возлюбленной "сердце, еще более полное вами, чем тогда, когда вы чуть не разбили его восемь лет назад".
Вот он, вернувшись в гостиную, смотри на Энн "заклинающим" взглядом и указывает на письмо.
Финал фильма отличается двумя занятными сценами:
1) объяснение Фредерика и Энн происходит на улице, по которой ижет бродячий цирк. Не обошлось и без поцелуя.Здесь он, правда, выглятит хоть и исторически недостоверным, но куда как более трогательным и даже как будто уместным (по сравнению с другими фильмами по этому роману).
2) меня очень повеселило, когда вечером того же дня, как герои наконец объяснились, капитан Уэнтуорт входит при полном парада в гостиную, где происходит светский прием и громко заявляет , что он получил согласие Энн и прибыл, чтобы ее отец назначил день свадьбы. Я, конечно, сомневаюсь, что реальный капитан пришел бы обсуждать свою и Энн личную жизнь таким образом и при таком скоплении посторонних. Но думаю, сердца тех, кто воспитан не только на классике, но и на женских любовных романах, трепещут от волнения в этот момент!
И последние кадры фильма. Энн пишет что-то за столом, затем выходит из помещения - прямо на палубу корабля. Она тоже отправилась в плавание со своим возлюбленным капитаном и готова быть ему доброй спутницей не только на суше, но и на море !
Как вам Фредерик и Энн из этого фильма?