Приветствую всех на канале «Просто о сложном (юридические советы)»!
Сегодня ознакомлю с разъяснениями ФАС – антимонопольной службой, а пока напомню, что с 1 сентября 2022 года начали действовать поправки в закон о рекламе, которыми были введены в закон о рекламе обязательную маркировку рекламы в интернете. С 1 сентября 2022 года каждый участник цепочки размещения рекламы – рекламодатель, рекламная система и площадка, посредники между ними обязаны сообщить о размещении рекламы в единый реестр Роскомнадзора (ЕРИР). Предоставлять информацию в Роскомнадзор нужно будет через операторов рекламных данных (ОРД) - владельцев соответствующего программного обеспечения.
С 1 сентября 2023 года в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) начали действовать штрафы, установленные в части 15,16 статьи 14.3:
- неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанности по предоставлению информации или обязанности по обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе в федеральный орган исполнительной власти;
-касающиеся распространения рекламы в сети «Интернет» без присвоения идентификатора рекламы/либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в сети «Интернет».
Понятие рекламы в контексте рекламы в сети «Интернет» были не четкие, расплывчатые, трудно было понять какие материалы на сайте производителя или продавца считаются рекламой и подлежат маркировке, а какие не считаются рекламой.
Антимонопольная служба разъяснила свою позицию в письме Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2023 года N 08/76261/23.
«В соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "О рекламе", ФАС России осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
По смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" настоящий закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Таким образом не является рекламой информация о товарах, размещённая на официальном сайте производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги), на страницах производителя таких товаров (услуг) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров (услуг), условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
Учитывая тот факт, что сайт, страница в социальной сети или мобильное приложение является информационным ресурсом и создаются с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение таких ресурсов рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, производимых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.
Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Кроме того, не является рекламой информация о реализуемых товарах разных производителей, размещённая на официальном сайте продавца данных товаров, на страницах продавца данных товаров в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования. Также при указанных способах размещения информации не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, контрагентах (партнерах) данной компании и т.п.
Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях, или в приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о контрагентах (партнерах) данной компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
Также предлагаем Вам ознакомиться с более подробной информацией по теме размещения рекламы в сети "Интернет" на сайте ФАС России по адресу: https://fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete. В разделе размещена справочная информация, ответы на часто задаваемые вопросы и примеры проявления признаков рекламы. Информация на сайте будет дополняться новыми материалами».
Надеюсь, информация для вас полезна и своевременна, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, обсуждайте тему.