Начать надо, конечно, с того, что сообщить о каком городе идёт речь. Ибо не все знают эти подробности. У нас имя Сталина в тот период давали всему, что можно и даже нельзя. В том числе и городам. Про Сталинградскую битву знают все. Про то, как наши войска обороняли Сталиногорск (ныне Новомосковск) слышали очень немногие. Но были ещё один город. Правда, с его названием есть интересные факты.
Изначально посёлок, ставший потом городом, именовался Юзовкой, в честь своего основателя, британского предпринимателя Джона Юза. 22-го апреля 1924 года город переименовали в Сталин, но к будущему вождю это название отношение не имело. Назвали город в честь умершего Ленина и от слова «сталь». А вот с 1929 года к названию добавилась ещё одна буква, и воспринимать его стали иначе. Хотя в документах его долго ещё именовали как Сталин. И лишь 9-го ноября 1961 года город получил своё нынешнее название — Донецк.
Город немцы оккупировали официально с 21-го октября 1941 года. В советское время можно было прочитать много о героической обороне города, на который наступала целая армия фашистов, с сотнями танков (называли цифру 300), город бомбили сотни самолётов, защищавшая город 383-я шахтёрская стрелковая дивизия, вместе с ополчением, нанесла немцам огромный урон, но...
«Фашистское командование бросило в район города Сталино лучшие свои части. Здесь действовали пять дивизий, в том числе одна мотомеханизированная и 13-танковая дивизия из группы Клейста. Только сосредоточив дополнительно свыше ста танков и подбросив авиацию, враг сумел захватить город Сталино».
«Комсомольская правда» за 1 ноября 1941 года.
В постсоветское же время появилось немало утверждений о том, что город сдали немцам без боя. И даже приводят цитаты из соответствующего приказа.
Истина, как обычно, где-то рядом.
Официальным началом Донбасской оборонительной операции считается 29-е сентября. В этот день началось наступление 1-й танковой группы (с 6-го октября танковой армии) из района Новомосковска на Синельниково.
Немцы прорывают оборону на стыке 12-й и 6-й армий Южного фронта, которые до этого проводили наступление во фланг 11-й армии Манштейна. Войск, чтобы парировать удар у советского командования нет, все заранее подготовленные рубежи немецкие танки обошли, и уже 7-го октября передовые части 1-й танковой армии вышли к Азовскому морю, в районе Осипенко (ныне Бердянск). В результате 9-я и 18-я армии оказались в окружении.
Одновременно вдоль Азовского побережья выдвигается полк «Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера», который тоже нечем сдержать.
Ситуация почти катастрофическая, резервы если и есть, то ещё далеко. Из хорошего лишь то, что создать полноценной фронт окружения немцам не удалось — просто не было столько сил, и некоторые наши части выбирались к своим.
Тут надо сказать, что, хотя очень много сказано и написано об огромном значении Донбасса, которые наши войска старались любой целой удержать, а немцы — захватить, изучая ход событий, этого не скажешь. Это даже по любой карте операции видно. Основные силы немцев — 1-я танковая армия двигалась на Ростов, с нашей же стороны направление на Донбасс прикрывала самая слабая 18-я армия. Правда, надо отметить, что войск в распоряжении Южного фронта оставалось слишком мало, чтобы что-то усилить и использовали лишь то, что есть.
Бо́льшая часть 18-й армии погибла, вырвались лишь немногие. Правда уцелела часть штаба, начальник которого — генерал-майор В.Я. Колпакчи, и стал новым командармом-18. В состав армии включили 383-ю, 395-ю стрелковые и 38-ю кавалерийскую дивизии, 30-й полк НКВД и группу полковника Колосова (2-я и 15-я танковые бригады, 2-й и 95-й погранотряды, 521-й противотанковый артполк и дивизион установок М-13, всего 1500 «штыков», 7 танков и 24 орудия).
Две стрелковые дивизии носили название «шахтёрских», так как формировались в соответствии Постановлением ГКО от 18 августа 1941 года о призыве 40 тыс. шахтёров Донбасса и укомплектовании ими четырёх стрелковых дивизий. Про эти дивизии ходило много легенд, но надо сказать, что от спешно сформированных, необученных и не очень хорошо вооружённых соединений трудно было что-то ожидать.
Так, в первом бою 8-го октября части 395-й дивизии были опрокинуты разведывательным батальоном «Лейбштандарта» и отступила к Волновахе, а немцы ворвались в Мариуполь, когда по городу ещё ходили трамваи. 13-го октября части дивизии СС «Викинг», отбросив части 395-й дивизии захватили Волноваху. Несмотря на то, что значительная часть дивизии была укомплектована шахтёрами, это не сделало её непобедимой.
Но нас более интересует 383-я стрелковая дивизия, которая и вела бои в Сталино. Так совпало, что там она и была сформирована.
К началу боевых действий 8-го октября дивизия имела 11657 человек, 2683 лошади, 141 автомобиль, 2342 магазинных и 5198 самозарядных винтовок, 192 пистолета-пулемёта, 168 ручных, 123 станковых и 6 крупнокалиберных пулемётов, 81 50-мм и 54 82-мм миномётов, 6 полковых и 16 дивизионных 76-мм пушек, 8 122-мм гаубиц, 4 37-мм зенитных орудия. Как видим, не было совсем противотанковых пушек, что правда компенсировалось количеством и, особенно, качеством бронетехники противника. Да и пушки поступили 14-го октября.
Командовать соединением поставлен Герой Советского Союза полковник К.И. Провалов, имевший опыт боёв на КВЖД и озере Хасан.
В направлении на Сталино двигался Итальянский экспедиционный корпус (9-я и 52-я автотранспортабельные и 3-я подвижная дивизии) и 49-й горный корпус Вермахта (1-я и 4-я горнопехотные дивизии). Упоминаемая в разных источниках дивизия СС «Викинг» наступала южнее и её задачей было прикрыть левый фланг 1-й танковой армии. Также упоминаемая словацкая подвижная дивизия в районе Сталино не действовала, а проводила себя в порядок на берегу Азовского моря.
383-я стрелковая дивизия вступила в бой 15-го октября в районе Весёлый Гай, Елизаветовка, Екатериновка с итальянскими частями. Бои на этом участке продолжались до 17-го октября. Потери были очень велики, в бою за Елизаветовку был окружён и уничтожен целый батальон 696-го полка.
Ещё 16-го октября штаб Южного фронта издаёт Директиву № 00206/ОП, по которой Сталино предполагалось оставить 25-го октября.
Интересно, что уже к 15-му октября, по воспоминаниям участников, большая часть властей и органов правопорядка город покинули. Из воспоминаний:
«Жутковато проходить мимо бездействующих заводов и шахт. Села и посёлки без властей, разграблены магазины и школы. Особенно тягостно зрелище хаоса в школах».
Упоминается не только про грабежи, но и «акты насилия по отношению к промышленной и партийной номенклатуре».
18-го октября 383-я стрелковая дивизия отошла на рубеж Солнцевка, Авдотьино, боевые действия затихли, но лишь на один день. Противник готовился к наступлению.
Тут надо сделать небольшое пояснение. Того города-миллионника, который оставил такие славные воспоминания из моей юности и молодости, и который можете знать вы, тогда, конечно, не было и в помине. Вся территория, которую официально объединили в город Сталино, представляло собой несколько отдельных рабочих посёлков. И многие жители Рутченково, Щегловки или Рыковки и не подозревали, что они жители города с таким звучным именем. И поэтому нынешним исследователям сразу и не получается понять, шли бои на подступах к городу, или уже на его территории.
19-го октября началось наступление немецких частей.
Части 1-й горнопехотной дивизии наступали с юга на Авдотьино, Мандрыкино, в стык с 38-й кавалерийской дивизией. Прорвав нашу оборону они без боя взяли Рутченково
Части 4-й горнопехотной дивизии прорвали оборону 383 стрелковой дивизии в районе Марьинки, Александровки.
К вечеру полковник Провалов получает по телефону от начальника штаба 18-й армии приказ оставить город, но убеждает руководство этого не делать. Впрочем, это согласно его собственным послевоенным воспоминаниям. Документального подтверждения я не нашёл.
К 20-му октября 694-й полк 383-й дивизии находился в районе Спартака, остатки 696-го — у Дурной балки и Химколонии, 691-й полк закрепился на участке Ивановский, Григорьевка (это сейчас южная окраина Донецка), 966-й артполк занимал позиции на базарной площади у ЦУМа.
Дорогу от Рутченково в Сталино (ныне улица Кирова) перекрывали две роты 30-го полка НКВД.
Итальянская подвижная дивизия перешла в наступление. Задачей итальянцев было ударом с запада занять железнодорожную станцию Сталино. Бой был ожесточённый, но к вечеру итальянцы станцию взяли. В тот же день повернули на Красноармейское, на этом их участие в боях за Сталино и закончились. Из-за громкого названия итальянцы оповестили всех о своей решающей роли во взятии города имени Сталина, хотя речь шла лишь о станции, находившей в степи, в стороне от центра самого города.
4-й горнострелковая дивизия немцев ударом с запада потеснили остатки 696-го стрелкового полка к Яковлевке.
1-я горнострелковая дивизия, отбросив остатки 691-го полка вошла в Григорьевку, к вечеру захватили Путиловку, Ветку, Гладковку и Смолянку.
21-го октября немцы заняли весь город — все советские войска покинули его ночью, и к середине дня вышли к восточной окраине Макеевки.
Точных данных о потерях нет, в работах некоторых авторов указано, что за шесть дней боёв 383-я дивизия потеряла 300 человек убитыми, 700 раненными, 8500 пропавшими без вести, осталось 2143 человека. По документам дивизии говориться, что в полках оставалось по 150-200 «штыков», по отчёту армии — всего в дивизии до 1000 «штыков».
Есть данные по потерям за весь октябрь Всего дивизия потеряла 9098 человек, из них: убитых – 541 человек, ранено, заболело и обморозилось – 709 человек, пропали без вести – 5720 человек, отсутствовало по другим причинам – 2128 человек:
Вполне естественно возникает вопрос по большому числу пропавших без вести. В условиях отступления люди пропадают часто. Однако есть вот такой документ: «Краткая характеристика боевой деятельности 383 сд» (ЦАМО, Ф.- 371, Оп.- 6367, Д.- 50), где говорится:
... в октябре 41года в дивизии было 3038 отсутствующих, в основном дезертиров, более 100 человек перешло на сторону врага,. ... имели место случаи террористические актов в отношении лиц начальствующего состава.
По советским данным:
«20 октября в боях с частями 383 сд в р-не Сталино фашисты потеряли до 1500 немецких солдат и офицеров, эскадрон итальянской кавалерии, до 20 бронемашин и танкеток».
Есть и более грандиозный полёт фантазии в сводке Совинформбюро:
В боях за Сталино немецко-фашистские войска понесли большие потери: до 50 тысяч убитыми и ранеными, свыше 250 танков, более 170 орудий...
Точных данных по потерям немцев и итальянцев в этих боях у меня нет, но могу лишь отметить, что 1-я танковая армия с 11-го по 20-е октября потеряла 2569 человек, а вся группа армий «Юг» — 7852 человека. Потери итальянцев за весь октябрь составили: убитыми – 150 человек, ранеными – 700. В советских мемуарах упоминается, что итальянский эскадрон атаковал в конном строю и был полностью уничтожен. Это вызывает некоторые сомнения, даже итальянцы не были настолько глупы, да и в советских боевых документах о таком не упоминается. Но, возможно, что-то похожее имело место. Скорее всего попала под удар какая-то конная колонна итальянцев.
Ещё немного документов:
Теперь самое время вернуться к тому, с чего мы начали. Как можно видеть из этого очень краткого обзора боевых действий, с одной стороны, приказ оставить Сталино у наших войск был. С другой стороны, части 383-й стрелковой дивизии вели бои непосредственно за город, продолжая его удерживать. Что даёт повод для различных толкований любому желающему. Особенно если у него есть некий интерес (особливо политический) что-то кому-то доказать или «разоблачить».
Хотя самое разумное это исходить из имеющихся фактов, которые я вам и предложил.
Ну и могу вам лишь предложить ещё прочитать про то, как шли бои за другой город, названный именем Сталина: