В школе Окинавского каратэ два базовых ката Гекисай относительно появления которых в истории школы нет никаких вопросов, а также два хэисю ката и восемь каисю ката происхождение которых покрыто плотным туманом и на протяжении многих лет является предметом исследований и споров. Среди возможных источников ката Годзю рю называют такие стили южнокитайской провинции Фуцзянь, как Баихэцюань (белый журавль), Минхэцюань (кричящий журавль), Хусинцюань (кулак формы тигра), Уцзуцюань (пять предков), Таицзуцюань (кулак императора Таицзу), Лохань шиба цюань (18 рук Архатов). Я читал множество исследований, где приводились аргументы в пользу каждой из этих школ. Но есть одно существенное «но», которое, на мой взгляд перевешивает все многословные рассуждения. Подавляющее большинство перечисленных выше школ существуют по сей день и ни в одной из них нет ни одной формы, даже отдаленно напоминающей хотя бы одно ката Годзю рю.
У данного феномена, на мой взгляд, могут быть три возможных объяснения.
1. Стили предтечи Годзю рю каратэ настолько изменились за более чем два столетия, что на сегодняшний день, за исключением некоторых общих элементов и принципов характерных для всех школ юга Китая, у них очень мало общего. На мой взгляд данная версия весьма спорная. Как бы «наплевательски» наследник не относились к знаниям, переданным своими учителями трудно себе представить, что техника стиля изменилась настолько кардинально. О подобных изменениях можно было бы говорить в отношении наиболее старых стилях. Так один из видных патриархов современного фуцзяньского лохань цюань как-то сказал в интервью, что никто не знает, как выглядел первоначальный кулак архата. Но речь шла о нескольких столетиях тогда как Канрио Хигаонна обучался в Китае во второй половине 19 века. Прошедшего времени явно недостаточно для столь глобальных изменений.
2. Окинавские мастера, тот же Тсёдзюн Мияги, столь существенно изменил рисунок ката, что он стал практически не похож на оригинал. Эта версия, на мой взгляд не выдерживает критики. У Канрио Хиагона было несколько учеников позднее создавших собственные школы. Тсёдзюн Мияги (Годзю рю), Дзюхацу Кёда (Тоон рю), Мабуни Кенва (Сито рю). Во всех этих школах те ката, которые являются общими для них, отличаясь в деталях, порой имеют уникальные элементы, но тем не менее очень схожи по рисунку. Это одни и те же формы с элементами трансформаций практикующих их мастеров. Можно конечно предположить, что сам Канрио Хигаонна Сэнсей самым кардинальням образом изменил технику. Но в это поверить очень сложно если вспомнить, что для Окинавцев Китай, китайская культура и наследие – являлись абсолютной ценностью. И крайне маловероятно, что тогда еще достаточно молодой мастер настолько не уважал наследие своего китайского учителя, что перекроил его до неузнаваемости. Тем более, что, например, формы переданные китайским мастером Минхэ цюань - Гокенки основателю Ситор рю Мабуни Кенва и сохранившиеся в этой школе, хоть и претерпели изменения, но однозначно являются узнаваемыми таолу Кричащего журавля: Бабулянь и Эршибасу.
3. Именно в силу глубочайшего пиетета перед всем, что приходило на Окинавскую землю из Китая Окинавское Годзю рю каратэ – это сохранившаяся до наших дней школа китайского цюаньфа, в самом Китае уже не существующая. Мне эта версия представляется наиболее правдоподобной особенно когда я вижу, что даже в настоящее время, на территории Фуцзяни, помимо всемирно известных представителей существуют сотни семейных и клановых школ. А если вспомнить, что в период расцвета ушу в Китае сотни школ возникали и спустя некоторое время исчезали в силу самых разнообразных причин - версия о том, что Окинава стала хранителем неких систем цюаньфа в самом Китае уже не существующих становиться более чем допустимой.
Впрочем, все это не более, чем теории. Но есть то, что известно точно. Например, название дошедших до нас форм, среди которых пять ката имеют нумерологические названия.
Санчин – 3 битвы
Сеисан – 13
Сепаи - 18
Сансеиру – 36
Супаринпеи – 108
Ката Супаринпей однозначно отсылает нас к буддисткой традиции.
В буддизме число 108 является священным. У буддистких четок 108 зерен. Буддисты считают, что есть 108 страстей, мешающих человеку достичь просветления. В Новый в Японии 108 раз бьют в колокол, что символизирует преодоление этих вредоносных страстей. Также Буддизм воспринимает число 108 как символ гармонии. А еще Гандхур - сборник высказываний Буддысостоит из 108 томов.
А еще 108 неудовлетворенных желаний в равной степени, по 36 (ката Сансеиру), распределяются в прошлом, настоящем и будущем. А еще, согласно индуизму, подлинная природа всех вещей и явлений состоит из 36 таттв – первоэлементов.
Ну и наконец 18 (Сепаи). Буддисты верят, что существует шесть органов чувств (вкус, зрение, слух, обоняние, осязание, сознание), каждый имеет три проявления: приятное, неприятное и нейтральное. Таким образом, всего получается 18 видов ощущений. Ну и конечно же 18 архатов – учеников будды.
А вот 13 (Сеисан), несмотря на явную техническую общность с Сансеиру и Супаринпей, как мне кажется, не имеет никакого религиозного подтекста и говорит только о том, что в данной форме ровно 13 законченных технических связок.
Можно предположить, что столь явное указание на учение принца Гаутамы отправляет нас к самому явно буддистскому «кулаку» - Лохань цюань. Но все не так однозанчно. Например, таолу 108, помимо школы архатов, есть еще в одной школе буддисткой традиции - Уцзу цюань. А в Хусин цюань есть Формы с названием 108 и 36. Анализируя технику школы очевидно можно предположить, что ядром школы, происходящим из одного источника, являются формы: санчин, сансеиру, сеисан и супаринпеи.
Сравнивая технику ката с существующими сегодня представителями южного ушу, я бы предположил, что Сепаи действительно не просто так назван 18 и возможно, наряду с ката Сеюнчин эти таолу пришли из одной из старых версий восемнадцати рук архатов из Фуцзяни. Хотя в Сепаи есть много элементов, чрезвычайно напоминающих кулак тигра, что, тоже возможно учитывая взаимопроникновение техник в школах юга.
С другой стороны, если следовать теории моего учителя Морио Хигаонна Сэнсея, согласно которой источником Годзю рю являются не дошедшие до наших дней версии школ Лохань цюань и кулак тигра, то в ее пользу говорит, как наличие во всех сегодняшних реинкарнациях тигриного кулака форм с названием 36 и 108, так и множество визуально похожих элементов техники.
Богдан Курилко