Начало двадцатого века в Российской Империи эпоха наступающего феминизма. Женщины, во всяком случае, из привилегированных классов, вырываются из-под гнета мужского эгоизма и традиционных представлений о предназначении только как матери и домохозяйки. В литературу приходят Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Мирра Лохвицкая и другие замечательные писательницы. Среди них Надежда Тэффи занимает особое, уникальное место.
Надежда Александровна Лохвицкая (1872-1952) опубликовала свой первый сатирический рассказ в 1901 году и очень быстро её стали называть «королевой русского юмора». Живой, порой хлесткий, пожалуй, не слишком женский литературный язык, высмеивающий дурака как главную национальную беду:
«Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведет концы с концами и каждую мысль закруглит».
Или вот такой пассаж из главы, написанной для «Всеобщей истории, обработанной журналом «Сатирикон»:
«Воспитание детей [в Спарте] было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».
Надежда Тэффи была человек веселый, легкий, большая любительница мистификаций и розыгрышей. Биографы писательницы до сих пор путаются в точной дате её рождения, Тэффи к собственному возрасту относилась весьма фривольно. Такая же неразбериха и с выбранным псевдонимом. Причина была проста – старшая сестра Надежды Александровны, Мария к моменту начала литературной деятельности уже была известной поэтессой, писавшей под псевдонимом Мирра Лохвицкая. То ли Тэффи нашла это имя в произведениях Киплинга, возможно, в рассказах популярной в те годы английской детской писательницы Эдит Несбит, эту тайну писательница унесла с собой. В любом случае, псевдоним был выбран яркий и запоминающийся.
Октябрьскую революцию Надежда Тэффи не приняла. Вместе с Аркадием Аверченко эмигрировала сначала в Константинополь, затем во Францию. Много печаталась в русской зарубежной прессе, но её рассказы и стихи становятся с каждым годом все грустнее. Она очень хорошо понимает духовную нищету эмигрантской среды, эту тоску по потерянной стране, которую в молодости часто безжалостно высмеивала. Что любопытно, сатирические рассказы Тэффи охотно перепечатывали в СССР, забыв при этом про выплату гонорара.
Надежда Тэффи прожила восемьдесят лет. В конце жизни жаловалась, что жить стало невыносимо скучно:
«Все мои сверстники умирают, а я все еще чего-то живу. Словно сижу на приеме у дантиста, он вызывает пациентов, явно путая очередь, а мне неловко сказать, и я сижу, усталая и злая».
Она очень переживала о судьбе сына Яна, следы которого затерялись в советской России. Тэффи умерла в октябре 1952 года, похоронена рядом с Иваном Буниным, которого боготворила.
Лучшие произведения Надежды Тэффи это искрометный бурлеск, анекдот, который переходит в трагедию, фарс, так часто напоминающий реальную жизнь.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк 👍 - это поможет каналу выжить. Подписывайтесь на канал, смело комментируйте, делайте репосты в соцсети.