Официальное название нового варианта короны — ВА.2.86. «Пирола» получилась из слияния двух букв «пи» и «ро», которые в греческом алфавите идут сразу за буквой «омикрон». Знакомые всё лица, ага — потому что штамм ВА.2.86 и есть своеобразная реинкарнация «омикрона».
Новой коронавирусной заразой уже на все лады стращают в федеральных российских и мировых СМИ: она, мол, больше родственника подвержена мутациям и заразнее его. В России, по официальным заявлениям Роспотребнадзора, зарегистрированных случаев пока нет. Во всяком случае, о них не сообщали. При этом санитарные врачи уже успокоили, что тесты для выявления «пиролы» и лекарства для её лечения у нас есть. Между тем по планете она шагает бойко: первые заболевшие появились в Израиле в августе, следом — в Дании, США, Великобритании, Швейцарии, Португалии, Южной Африке. Всемирная организация здравоохранения выразила опасения в связи с распространением «пиролы» — именно из-за неизученности и многочисленных мутаций, которых по разным данным аж 30 — 35 штук — и включила новый штамм в список «вариантов, находящихся под наблюдением». Некоторые врачи и учёные говорят, якобы «пирола» настолько коварна, что человеческий иммунитет не успевает на неё среагировать, и организм фактически беззащитен.
Что же это за зверь такой и чем может быть опасен? Воронежский профессор-иммунолог, доктор медицинских наук и постоянный эксперт газеты «МОЁ!» Андрей Земсков, считает, что паниковать уж точно не надо. Но и расслабляться — тоже.
— Из того, что нам сообщают из тех стран, где уже есть заболевшие, мы видим: течение не тяжёлое, чаще всего без госпитализации, смертельных исходов нет, — объясняет профессор. — Я бы не стал делать из этого глобальную проблему. Коронавирусы постоянно мутируют, это одна из их особенностей. И что значит «иммунитет не успевает среагировать»? Люди, контактируя, постоянно обмениваются вирусами. Если вы каким-то ещё не успели переболеть, а он попадёт в ваш организм, то, возможно, вы заболеете. Всё зависит от ваших исходных данных, от общего состояния. «Пироле», как и любому другому вирусу, больше подвержены группы риска: те, у кого много хронических недугов, пожилые, дети, в силу профессии общающиеся с большим количеством людей — учителя, врачи и так далее. Данных о каких-то особых симптомах пока тоже нет: обычные клинические проявления коронавируса и гриппа. При этом «пиролу», конечно, тщательно изучают — и в мире, и в России — чтобы знать, как ей противостоять. Но это обычная работа учёных.
— То есть выдыхаем: новой волны пандемии не будет?
— Каких-то «катастроф» я не жду. Однако выдыхать неправильно — надо быть во всеоружии всегда. Общая ситуация в мире сейчас такова, что она способствует распространению разных вирусов и появлению всё новых и новых. Это неизбежно. Население планеты стареет, становится больнее, миграция растёт, экология всё хуже. И медицинский прогресс за этими кризисами не всегда успевает даже в развитых странах, что нам недавно наглядно продемонстрировал COVID-19. Вот «пирола» — штамм новый. И значит, старые вакцины против него не сработают. Да, конечно, в каждом препарате есть какая-то доля «неспецифичного» компонента, но в полной мере против нового вируса они не защитят. Как и лекарства. В мире и в России сейчас работают над созданием новых вакцин против коронавируса, но нужно время на их исследование — это процесс не быстрый. И тем не менее прививаться от гриппа я считаю необходимым. Это повысит устойчивость организма и снизит риск осложнений — с одной стороны, с другой — чем больше человек сделают прививку, тем выше уровень коллективного иммунитета, прочнее и шире общесоциальная защитная полоса против вирусов. Плюс элементарные бытовые вещи: чаще мыть руки, избегать большого скопления людей, полноценно питаться, заниматься спортом... Не отмахивайтесь: избитые банальности, но кто их соблюдает? И ещё плюс — защитные меры на уровне государства: резервирование дополнительных коек в больницах, подготовка персонала и т. п. Это всё делается.
— Вот вы говорите, прививаться. А «природный иммунитет»? Не задушат его вакцины-то?
— Не смешивайте белое с квадратным. Организм не так глуп, как мы о нём думаем. Против вирусов у него две линии обороны. Первая — то, что вы назвали «природным иммунитетом». Он закладывается генетически, вы получаете его от мамы с папой, потом «воспитываете» сами своим образом жизни, и он срабатывает первым. От 80 процентов защиты обеспечивается им. Нужно дней 10 — 15, чтобы он проявился. И когда его сил не хватает, развёртывается вторая линия защиты — иммунитет специфический, то есть приобретённый. Это как в армии: есть десантники, есть подводники — и у всех свои задачи. Сейчас самое время сделать прививку — пока нет всплеска заболеваемости. Чтобы организм успел адаптироваться и сформировался специфический иммунитет, нужно хотя бы недели три. Первые несколько дней после вакцинации может быть такое состояние, будто вы заболели. Но это не страшно: так организм как раз перестраивается.
— Говорят, уже ходит какая-то зараза — даже классы в воронежских школах закрывают на карантин.
— Это обычное сезонное явление. Люди вернулись из отпусков в коллектив, дети с каникул — в школу. Гриппа сейчас единичные случаи, в основном гуляют обычные ОРЗ. Но то, что закрывают, — это я считаю правильно. И напоминаю ещё две важнейшие «банальности»: никакого самолечения при болезни, антибиотики — только по назначению врача. Даже безобидная на первый взгляд болячка может стать непредсказуемой, если её запустить или лечить неправильно.
КСТАТИ
Вакцинацию от ковида официально отменили
О том, что строить воронежцев на принудительно-добровольную прививку от коронавируса в этом году не будут, уже сообщили в областном департаменте здравоохранения. Поставки вакцины в регионы шли за счёт резервного фонда правительства РФ — теперь они не планируются. ВОЗ заявила об окончании пандемии, хоть и продолжают плодиться новые штаммы — как та же «пирола». Однако всемирная организация признала и то, о чём говорит наш профессор Андрей Земсков: старые вакцины против новых вариантов короны не работают. Сейчас над созданием инновационных препаратов трудятся научные светила. Когда изобретут и проведут исследования — Минздрав напишет свои клинические рекомендации. Но прогнозов, когда этого ждать и успеют ли в нынешнем году, нет.