Сохранились три «Описания», выполненные в 1784–1785 годах правителем курско-белгородского наместничества А. Н. Зубовым, губернским землемером И. Ф. Башиловым и прокурором С. И. Ларионовым. В них среди прочего имеется анализ состояния в те времена торговли и промыслов нашего края. Первые две работы печатались довольно редко.
«Лавок рыбных – 12, мясных – 120, хлебных – 78...»
Из описания Зубова применительно к нашему городу следует, что «жителей считается в городе вообще, то есть купцов, мещан, священнослужителей и прочих разночинцев мужеска пола душ по прошедшей ревизии 6285, а по нынешней 7985 душ». В 1784 году было 422 человека, «ремеслом питающихся в городе Курске», а «протчие же пропитание имеют от торгов и промыслов».
Башилов отмечал, что «торговля и промысел курских купцов, имеющих довольный капитал и кредит, состоит большей частью пушными товарами по Сибири, с Казанью, Оренбургом и Астраханью, салом и русаком в Санкт-Петербургском порту. Скотом в Москву и Петербург, воском в Польшу и Бреславль, который там они променивают на немецкие разные товары, и вывозя оные в Россию, продают и меняют на ярмонках в Харькове, Сумах, Ромне, Кролевце, Нежине и других городах великороссийских и малороссийских. Медом в Москву, Тулу и Санкт-Петербург, хлебом в разные места, гужом его доставляя, а иные в своем городе торгуют в лавках, продавая красные и всякие нужные товары, как-то железо, деготь и прочие мелочи». По его сведениям, торговые заведения в Курске в 1785 году были представлены лавками в следующем составе: рыбных – 12, мясных – 120, хлебных – 78, сапожных и кожевенных – 26, горшечных – 9, шапочных – 4, стекольных – 4.
Зубов так охарактеризовал городскую торговлю: «В Курске бывают 2 торга в неделю – в понедельник и пятницу, на которые съезжаются обыватели из уезда с разными съестными припасами, строенным лесом с дровами».
По его данным, купечество и мещанство торгуют в лавках «хлебом, как то пшеном, пшеницею, рожью, овсом, солодом и крупами, разными шелковыми и бумажными материями и сукнами, серебряною, фарфоровою, хрустальною, оловянною, медною, железною и глиненою посудою, ружьями, шпагами и пистолетами тульского мастерства, немецкого и российского мастерства, обувью, состоящею в чулках, сапогах и башмаках, воском, медом, салом, маслом, дегтем, сырыми и выделанными кожами, пенькою, веревками, неводною пряжею и неводами, свечами, деревянною разною посудою, а также сахаром, чаем, кофием, изюмом, черносливом, разных родов орехами, миндалями, виноградными всякими напитками, рыбою соленою, свежею и живою». Развита была и международная торговля: «Лучшие товары получает курское купечество из заграничных мест – из Лейпцига, Данцига, Вены и с китайской границы», причем «из Китая – шелковые и бумажные материи, из Лейпцига и Данцига – льняные тонкие полотна и сукно из Вены».
Привозили «весьма хорошие апельсины»
Внутренние торговые связи Курска были представлены следующими направлениями: купцы из Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги и Тулы привозили «сеножатные косы», а из Херсона «виноградные напитки и весьма хорошие апельсины», из Карачева и Брянска «лес для строения»; покупали «всякие же припасы от сельских жителей на торги из уездов приезжающих», а именно «воск, мед, сало, масло конопляное, пеньку, веревки. Щетину, лисьи и волчьи меха, заячьи шкурки отпускают в Петербург, рогатую ж скотину и лошадей отгоняют в Москву, отвозится всякого товару по примеру на 500 000 рублей».
Оба автора сообщают немало сведений о состоянии торговли во всех уездах Курской губернии.
В Курском крае, помимо Курска, торговые отношения были развиты в нескольких городах: Белгороде, Путивле, Рыльске и Судже, являющихся своеобразными региональными торговыми центрами. О втором по величине после Курска городе Зубов пишет: «Живущих в Белгороде купцов – 446, мещан – 1424, однодворцав – 460, малороссиян – 197», при этом для ежедневной торговли имеется «трактиров – 3, харчевен – 1, купеческих торговых лавок москатильных и железных – 58, мясных – 48, дехтярных и овсяных – 21, погребов каменных – 3. В них на продажу содержатся напитки водка, француская, вейновая, вино белое, красное, француское, венгерское, шенпанское, бургунское, мушкатель, пиво аглицкое, полпиво московское, рейнвейн, малиновка. Получают же напитки выходящие таганрогским портом, а большей частию в Москве». Кроме того, в Белгороде были «торги в каждую неделю по 3 раза – в понедельник, среду и пятницу», ярмарки проводились 29 июня, 24 июля и 15 августа, которые «продолжаются по 2 дни», а «купечество торгует воском, медом, хлебом и мехами, немецкими и российскими, шелковыми и суконными и полушалковыми, хрустальными, медными, оловянными и железными. Торг производят с Московскою, Курскою, Харьковскою и Малороссийскою губерниями и в портах Таганрога и Херсона».
Зубов сообщает также подробные сведения о состоянии торговли Рыльска: «Живущих в городе купцов 268, мещан 851, однодворцев 584, войсковых обывателей 194». Имелся «трактир 1, харчевен деревянных 211, купеческих и мещанских лавок 40, погреб каменный 1, а в нем вины содержутся французские, кипрские, шампанское, бургонское, мушкатель, пиво аглицкое, получают товары и напитки из Москвы и в малороссийских ярмонках». О купеческом сословии сообщается: «Купечество и мещанство здешнее, торгуют первые разными шелковыми материями, сукнами и прочими многими вещами; а последние мелочным товаром. Из Вены доставляются сюда разные орудия для хлебопашества, которые раскупают той и ближних округ поселяне», причем отмечено, что «первым стал привозить косы из Австрии сметливый рыльский купец Иван Федотович Филимонов».
Зубов также отметил, что на ярмарках «купечество в сем городе и мещане торгуют шелковыми материями, разными сукнами и протчим мелочным товаром, медом, сырцом, гарусом, хлебом, хрусталем и стеклом, деревянной посудою и протчим тому подобным, главный же их торг состоит в сеножатных косах, которые покупают в Вене».
Башилов о Рыльске пишет, что «ярмонки в городе бывают в год две: 1-я в десятую после Пасхи пятницу, 2-я – 8 июля в день Казанской Богоматери. Сии ярмонки продолжаются дни по два и по три, на которые купечество приезжает из городов ближних Севска и Путивля с товарами шелковыми и разными мелочными». На ярмарках «стечение народа бывает тысяч до шести человек. Сверх сих ярмонок бывает каждую неделю два торга, в пятницу и понедельник, которые продолжаются от утра до вечера».
В описании Башилова есть любопытные данные о нравах и обычаях купечества: «Купцы рыльские состояние имеют посредственное, есть и богатые, но немного. Живут чисто и опрятно, у некоторых есть дома каменные порядочно построенные. К промыслам предприимчивы и прилежны, склонны к тяжбам и беспокойствам. Женщины их также опрятны, одеваются чисто и по большей части ходят в немецком платье».
«Мещане домов не имеют, живут у крестьян в наемных избах»
О Судже Зубов сообщает, что жителей мужского пола в городе 2602 человека, из них купцов 13. Ярмарки проводятся 4 раза в год: 23 апреля, 29 июня, 1 октября и 25 января, продолжаются не более 2 дней. На них приезжают торговать купцы из Курска, Рыльска, Путивля, Обояни, Белгорода, Сум, Мирополья, Белополья и Лебедина, «привозят товары шелковые, парчовые, бумажные и протчие разные небольшим числом, а по большей части съезжаются разных округ деревенские жители, из Малороссии с рогатым скотом, лошадьми, хлебом и прочей мелкой рухлядью». Торги бывают по 2 раза в неделю, по понедельникам и пятницам.
Далее оба автора отмечают, не противореча друг другу: «В Дмитриеве торгов и ярмонок не имеется, бывает съезд с мелочными припасами по четвергам Во Льгове купцов как особого сословия не имеется, а все население города состояло из живущих в городе мещан 11 человек и экономических крестьян 131 человек. Мещане домов не имеют, а живут у крестьян в наемных избах». Не было купцов и в Тиме, «разночинцы» торговали здесь хлебом, а крестьяне – «разными съестными припасами». В Обояни «ремеслом питающихся находится из купцов и мещан портных, сапожников, кузнецов и плотников 24 человека». Немногочисленные обоянские купцы торговали с Воронежским и Харьковским наместничествами, а местные жители товары для собственных нужд покупали на Коренской ярмарке.
Для семерых фатежских купцов главным предметом торга была пенька, за которой в город приезжали купцы из Курска, Кром и Михайловки. «Торговля и промысел» жителей Старого Оскола «состоит в разных товарах российских: меду, хлебе, рыбе, кожах и дегте. Как купцов и мещан мало, то промышляют однодворцы и церковники. Рыбу получают из Царицына, деготь из Тамбова. Свой же товар возят и продают в своей и соседней округах, хлеб ставят в Орел и Таврическую область».
В 1780 году под руководством губернатора А. Н. Зубова была образована судоходная компания. Когда приближался конец зимы, на Тускари, Свапе, Псле собирались товары из окрестных селений. Сходил лед, и по паводковой воде груженые караваны барж выходили в Сейм. А дальше путь лежал по Десне в Днепр, вплоть до Черного моря. Навигация эта длилась недолго, но была очень эффективной.
По материалам исторических изданий подготовил Виктор КРЮКОВ
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1510/planet/003956/.
Архив статей газеты ~ № 39 (1510) 26 сентября ~ 2023 год.