Найти тему
Лимонадная Джо

"Джокер": человек, общество, государство

«Джокер» — пожалуй, один из самых знаковых фильмов в 2019 году (и вообще десятилетия в целом), вызвавший небывалый ажиотаж как среди кинокритиков, так и среди зрителей. И если первые во весь голос вопят о романтизации насилия, то вторые с удовольствием идут лицезреть его в кинотеатры, наплевав на отсутствие попкорновых сражений и забавных шуточек (а в Джокере, поверьте, юмора и «экшона» маловато, чтобы конкурировать с «Аватаром»). Несмотря ни на тех, ни на других, кассовые сборы в более чем миллиард долларов соврать не дадут: фильм обрел культовый статус, даже не прибегая к попыткам развлечь толпу.

Главный герой, предстающий перед зрителем в первом же кадре, — Артур Флек, душевнобольной человек, работающий аниматором и мечтающий о карьере стенд-ап комика, но не обладающего должным чувством юмора (можно даже сказать, адекватным здравомыслящему миру).

В начале фильма Артур предстает как вполне безобидный человек, пусть и со своими странностями (в частности, синдром неконтролируемого смеха, настигающий героя в моменты волнения). Он отчаянно хочет признания и одобрения толпы, которые, как ему кажется, найдет в карьере шутника. Проживая абсолютно незаметную, полную страданий жизнь, он ищет утешения в иллюзиях. Иллюзии помогают облегчить его участь и сделать этот кошмар более сносным.

Ситуацию усугубляет общество, окружающее Артура. Именно общество второстепенных (или третьестепенных) персонажей превращает главного героя в монстра, а потом - возвышая этого же монстра в глазах таких же прокаженных, отвергнутых системой фриков (или людей, банально уставших доказывать миру свою полноценность и бороться с несправедливой жестокостью жизни). Протагонист картины — яркая демонстрация, что всех чудовищ социум производит сам, и Джокер — один из таких «продуктов», которые пришел в этот мир не из какой-то другой реальности, а буквально из соседнего двора.

-2

Данная картина - еще одна вариация на тему «Кем же мог быть главный антагонист Бэтмена?», и ее можно назвать одной из самых реалистичных и чертовски правдоподобных версией, где даже всеми известный костюмированный супергерой выглядел бы неуместно.

Жемчужиной всего фильма является безусловно триумфальная игра Хоакина Феникса. Можно сказать, что данный проект — театр одного актера, а Хоакин в нем — главная звезда, на фоне которой остальные герои прозябают на задворках второго плана (нет ни одного персонажа, который мог бы назваться действительно весомой фигурой в повествовании, они все нужны лишь как двигатели сюжета, шестеренки для трансформации персонажа Артура Флека в клоуна-психопата).

-3

И хотя многие до сих пор считают Джокера Леджера эталонным, сравнивать два образа бессмысленно: это диаметрально разные персонажи со своим уникальным бэкграундом и путем развития. Джокер Леджера - остросоциальный психопат, заигрывающий с преступным миром, для которого деньги важнее вредительства, и правилами морали, которыми блещет Бэтмен, Харви Дент и комиссар Гордон. Ему все равно на общество, ему интереснее убедить троицу в собственной подлости, в несостоятельности идеи всеобщего спасения и восстания Готэма из пепла зла. Джокер Феникса - это изгой, непринятый окружением больной человек, который в конце концов мстит обидчикам и высвобождается из оков статуса "фрика", становясь при этом героем в глазах себе подобных.

Однако нельзя не отметить их общую концепцию: открытое противостояние системе и нормам морали упаднического общества. И каждый актер отыгрывает свою грань злодея, открывая нам возможность рассмотреть Джокера в самых разных вариациях.

-4

Отдельно хочется похвалить создателей за детализацию упадка Готэма: скопища мусорных пакетов, грязь, крысы и прочие паразиты, темные тона цветокора, явственное социальное расслоение, наглядно продемонстрированное в одной из сцен, митинги, экономический кризис. Глядя на обстановку, действительно веришь, что ситуация в городе критическая. В этом плане они действительно постарались на славу, стремясь передать антураж окружающей действительности, влияющей на падение героя вниз по социальной лестнице (хотя, казалось бы, куда еще ниже).

Нельзя пройти мимо и отсылок к картинам Скорсезе — особенно «Таксиста», которого я смотрела несколькими годами ранее, ибо отсылок большое множество, при этом картина не теряет в своей самобытности, оставаясь яркой демонстрацией того, как несовершенный мир, не стремясь быть совершенным, пожирает сам себя, делая людей больными ублюдками, стремящимися хоть к какой-нибудь справедливости (в данном случае - возмездию).

-5

Среди просторов Интернета гуляет мнение, что Артур Флек — ненастоящий Джокер, а только идейный вдохновитель подлинного Джокера в последующих фильмах. В этой бесхитростной идее отлично раскрывается ядро самого персонажа: Джокером может быть кто угодно. Ровно, как и Бэтменом. Они — всего лишь символ.