Основал семейное дело Яков Васильев, деревенский кузнец из деревни Гжель (сменивший фамилию на Кузнецов по роду своей профессии).
У Якова Кузнецова было два сына: Терентий и Анисим. Сыновья которых тоже занимались производством фарфора. Особенно успешны в бизнесе были сыновья Терентия, Сидор и Емельян. А затем семейное дело ещё с большим размахом продолжили уже их сыновья — Матвей Сидорович и Иван Емельянович.
Однажды Яков Кузнецов поставил сруб на берегу реки Дорки. К нему начали подъезжать подводы с глиной, кварцем, шпатом. В 1810 это был уже небольшой фарфоровый заводик.
Два года спустя его возглавил сын Якова, Терентий. Решив расширить отцовское производство, в 1832 Терентий Яковлевич купил у обедневших помещиков Сарычёвых во Владимирской губернии земли в Дулёво.
Завод в Дулёво
Терентий Яковлевич прекрасно понимал условия успешного посудного производства: дешевизна дров, которые в большом количестве требовались для обжига посуды, и дешевизна рабочих рук. И того, и другого в Дулёве и окрестных селах было с избытком. Скудная земля заставляла крестьян заниматься ремёслами. Они не гнались за высокой зарплатой и были готовы обучиться новому ремеслу.
Так появился знаменитый Дулёвский завод - производство с сортировочным цехом, складом, живописной мастерской.
Неподалеку, в селе Коротково, находилось фарфоровое производство А.Г. Сафонова. Его живописцы знали особый рецепт приготовления красок и фарфоровой массы, искусно расписывали изделия способом крытья. Для отделки дорогой посуды использовали золото, гравировали агатом. Терентий Кузнецов во что бы то ни стало хотел купить этот завод и добился своего: в 1851 арендовал, а вскоре стал полноправным владельцем.
Предприятия процветали. Даже высокая смертность среди работников (это был тяжёлый, вредный для здоровья труд) процветанию не мешала. Заводы поставляли свою замечательную посуду в разные города России.
Производство в Риге
В 1843 сын Терентия Кузнецова Сидор основал завод в Риге: там была большая старообрядческая община. Опытные мастера приехали в Ригу из Гжели - так на окраине Риги, на берегу Западной Двины, появилась русская деревня. Фарфоровое производство специализировалось на выпуске столовой и чайной посуды. Из Риги можно было поставлять её по морю во многие страны.
2 августа 1846 у Сидора родился долгожданный сын (до этого рождались только девочки). Сына назвали Матвеем. Он получил домашнее образование, а в 1861 - в 15 лет - по воле отца отправился в Ригу. Единственного сына тот решил основательно подготовить к продолжению фамильного дела. В Риге Матвей закончил коммерческое училище. А на заводе управляющий знакомил его со всеми премудростями производства фарфора, а также учил тому, каким должен быть хозяин этого производства.
Сидор Терентьевич внезапно скончался в 1864, когда Матвею было 18. Он стал единоличным владельцем всех заводов семьи Кузнецовых. И с этого момента началось превращение семейного дела в грандиозную фарфоровую империю.
Семья
В 19 лет Матвей женился. Его избранницей стала Надежда Вуколовна Митюшина. Год от года семья росла: у Кузнецовых было восемь сыновей и две дочери.
Жили Кузнецовы в особняке на I Мещанской улице, построенном Фёдором Шехтелем, с которым М.С. был дружен и который тогда был уже известным архитектором. Здание представляло собой небольшой одно-двухэтажный особняк с эркером в средней части и достаточно скромным декором фасада. Оно сохранилось до сих пор, правда уже в перестроенном на рубеже веков виде:
Авторами проекта были архитекторы Иван Сергеевич Кузнецов и Василий Григорьевич Иванов. Одноэтажная часть особняка была надстроена вторым этажом.
А фасад получил новое декоративное оформление в псевдо-барочном стиле. Украшают фасад атланты, которые держат эркер второго этажа. Этих атлантов, по заказу Кузнецовых, создал мало кому тогда известный студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Тимофеевич Коненков, будущий выдающийся скульптор.
В этом московском доме Матвей Кузнецов с семьёй жил с 1874 по 1911, до самой своей кончины.
Завод в Конаково (Кузнецово)
В Тверской губернии, в селе Кузнецово (сейчас - Конаково), был завод А.Я. Ауэрбаха, один из лучших в стране.
Завод основал аптекарь из Богемии Фридрих Бриннер. В 1810 он продал его Ауэрбаху, лифляндскому провизору, который перевёл его в Кузнецово (из Богемии?) Здесь создавались уникальной красоты вещи, например, сервиз для императорского путевого дворца в Твери - над его созданием трудилось 7 тысяч человек! Изделия завода были отмечены тремя золотыми медалями , дважды он получал право изображать на них Государственный герб, что считалось высшей привилегией.
В 1870 Матвей Кузнецов покупает завод А.Я. Ауэрбаха, проводит его реконструкцию, технически переоснащает, почти вдвое увеличивает число рабочих.
Фарфоровая "империя"
С производством сначала не всё шло гладко. Матвей унаследовал от отца и деда крепкий промысел. Но, не имея опыта, он повёл дела так, что к 1876 оказался на грани банкротства.
Но Матвей Кузнецов унаследовал от отца и деда не только заводы, но и характер: авантюризм, расчёт и деловую хватку. За считаные годы дела поправились. Да так, что к 1881 он полностью расплатился с долгами и вновь стал полновластным хозяином.
Постепенно Кузнецов практически вытеснил с отечественного рынка зарубежных конкурентов, да и российских было уже немного.
В 1888 журнал "Варшавский дневник" описывал открытие в столице Царства Польского фирменного магазина М.С. Кузнецова и особое внимание уделило личности "фарфорового короля":
Чем же объясняется такое широкое развитие производства, которому высокочтимый Матвей Сидорович посвятил всю свою энергию и деятельность? Тем, прежде всего, что светлый самородный практический ум Матвея Сидоровича понял и оцепил эту отрасль, в которой ремесло соединяется с искусством и в которой нельзя отличиться, если нет изящного вкуса...
В 1889 Кузнецов основал "Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова" - он объединил все семь фарфоровых заводов семьи в единую "империю".
Правление товарищества размещалось в здании на Мясницкой, которое построил Фёдор Шехтель:
Настоящий фарфоровый дворец - с широкими окнами, витринами, орнаментами и масками Меркурия - покровителя торговли. Знаменитый архитектор строил этот дворец пять лет: с 1898 по 1903. "Дом с Меркуриями", - так прозвали его москвичи. На первом этаже располагался магазин, на втором и третьем - правление Торгового дома Кузнецова и кабинеты служащих.
Дом фарфора славился на всю Москву. Людей небогатых привлекала расписанная в народных традициях гжельская керамика; богатые купцы предпочитали изделия яркие, с золотыми и рокайльными завитушками; а утончённым покупателям больше нравились образцы в стиле модерн. Всего было в избытке на витринах этого великолепного магазина.
После революции магазин был закрыт, в нём размещались многочисленные конторы. И только в 1957 в здании вновь открылся магазин "Фарфор-хрусталь". Улица Мясницкая тогда называлась Кировской.
Здание сейчас реставрируют. Скоро мы увидим его во всей красе. Но прекрасного магазина посуды, который находился здесь вплоть до недавнего времени, после ремонта уже не будет.
Кузнецовская посуда была тогда в каждом доме в России. И даже в императорском дворце. Она славилась своим качеством и красотой. Секреты производства этой уникальной посуды передавались из поколения в поколение: это и особый способ заготовки глины, и высокое качество топлива, и особые краски.
Матвей Кузнецов уделял большое внимание росписи, лучших мастеров отправлял учиться в Строгановку. Он тесно сотрудничал с художниками, например, с Михаилом Врубелем, который создал для блюда рисунок по мотивам былин о Садко:
Кузнецову удалось монополизировать не только внутренний рынок, но и европейский, да ещё и наладить сбыт своего фарфора в Китае.
В Китае!
В 1902 Матвею Кузнецову было пожаловано звание поставщика двора Его Императорского Величества и он получил право ставить на своей продукции государственный герб:
Кузнецов был, конечно, капиталистом чистейшей воды, настоящим "новым русским" своего времени. На посудном рынке чувствовал себя полным хозяином, конкурентов давил нещадно – и ценами и ассортиментом.
Глубокая религиозность Матвея Кузнецова не мешала ему использовать незаконные способы получения прибыли. Улучшение материально-технической базы проводились порой за счёт ресурсов страховых компаний. Старые деревянные цеха набивались битым фарфором и поджигались, а полученная страховка позволяла строить новые, уже кирпичные корпуса.
Единственным конкурентом М.С. Кузнецова оставался Императорский фарфоровый завод. Кузнецов пытался переманить к себе и петербургских мастеров. Но их стиль высокой классики оказался несовместим со стилем кузнецовских народных умельцев - и в результате каждый остался при своей доле рынка.
Выпускали Кузнецовы не только посуду, а всё, что требовал рынок: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, подсвечники и иконостасы для русских храмов - расписывая их майоликовой и эмалиевой краской и золотом. В 1900 на Всемирной выставке в Париже фарфоровый иконостас, изготовленный на Кузнецовском заводе, произвёл фурор.
Для каждого региона старались выпускать ту посуду, в которой там нуждались. Например, на Восток поставляли пиалы и чашки с характерными орнаментами, кальяны, блюда для плова.
При фабриках Кузнецова строились больницы, библиотеки, школы. И церкви. Несмотря на тяжелые условия труда, рабочие на кузнецовских заводах почти никогда не бастовали: платили там хорошо, с устройством быта хозяева тоже помогали.
М.С. Кузнецов скончался в 1911, когда его фарфоровая империя была на самом взлёте, а сыновья готовы были продолжить семейное дело. Свои предприятия М.С. распределил между сыновьями ещё при жизни, чтобы не возникло распрей после его ухода и не пострадало семейное дело.
Однако история распорядилась по-своему.
После революции
Дети и внуки Матвея Сидоровича достойно управляли производством вплоть до 1918. После революции предприятия Кузнецовых по всей России были национализированы. Национализированные, они продолжали работать и производили все тот же кузнецовский фарфор и фаянс.
Вскоре начались судебные процессы над членами семьи Кузнецовых, которые часто заканчивались суровыми приговорами. Поэтому в 1921 все Кузнецовы перебрались в Ригу. Кто успел ...
В Риге они работали на своей фабрике - занимались производством и управлением. Улица, примыкавшая к фабрике, с 1923 по 1950 называлась Кузнецовской. Сейчас это улица Славу.
В 1940, когда Латвия стала Латвийской ССР, было национализировано и предприятие в Риге. Однако негативного влияния на масштабы и темпы производства это не оказало. Кузнецовы продолжали работать на заводе, занимая административные должности и руководя технологическими процессами.
Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика, созданная в далёком 1843 как лифляндский филиал Дулёвской фабрики Кузнецовых, успешно работала в советское время. Кроме кузнецовского предприятия в Риге существовала также фарфоровая фабрика Якоба Карла Ессена. В 1960-е обе фабрики были объединены, и это объединение получило название "Рижский фарфоро-фаянсовый завод". Два его филиала также поменяли названия:
- бывшая фабрика Кузнецова стала называться "Участок № 1 Рижского фарфоро-фаянсового завода (ул. Маскавас, 257);
- бывшая фабрика Ессена стала называться "Участок № 2" (ул. Ледургас, 3).
Участок № 1 прекратил своё существование в 1996 и на месте фабрики теперь стоит торговый центр Akropole:
Участок №2 в 1996 отделился от фарфорового завода и вернул себе историческое название и торговую марку "Jesens 1886 Rīga". Новое предприятие просуществовало недолго и прекратило свою деятельность в 2003. Уникальное собрание фарфора, хранившееся на фабрике, перешло городу: в 2001 в старой Риге открылся Музей фарфора.