Есть ли кто-нибудь, кто не любит сладкий, ароматизированный чай Lipton? Большинство из нас без раздумий готовы выложить за него 80 рублей. Однако, я предложил своему другу другой путь - покупку обычной воды за 50 рублей.
В ответ он прозвал меня "худшим продажником", так как я предложил ему вариант дешевле, а не дороже, что противоречит логике капитализма.
Но стоит ли чувствовать себя виноватым перед лицом маркетинга за такой шаг? Мое предложение было направлено на бережное отношение к здоровью и бюджету друга, а не на увеличение прибыли корпорации.
Эта история демонстрирует два важных постулата:
- Первый - наше восприятие ценности ошибочно связано с ценой;
- Второй - идея капитализма о том, что более высокая цена всегда означает большую ценность, сводит на нет попытки обращать внимание на фактическую полезность товара.
Замечали ли вы, что рекламу воды мы встречаем гораздо реже, чем рекламу сладкой газировки? Заставки, обещающие жажду "угасить за пару глотков", известные всему миру, вроде "не дай себе засохнуть!", на самом деле ведут нас к еще большему потреблению.
Вода - это основной и естественный ресурс, необходимый каждому человеку для поддержания жизни. Ее ценность использования очень высока и она не теряет этой ценности в процессе потребления. Иногда мы даже не осознаем ее истинное значение, пока у нас нет проблем с доступом к чистой питьевой воде.
С другой стороны, сладкая газировка - это продукт капиталистического производства, который создан для того, чтобы вызвать временное удовольствие у потребителей и стимулировать продажи. Ее ценность использования ограничивается временем, пока мы потребляем напиток. После этого его воздействие на наше здоровье может быть даже вредным, если мы употребляем его в избытке.
Продавцы фаст-фуда давно поняли, что кока-кола с ее сладостью и освежающим эффектом прекрасно дополняет жирную и соленую пищу. Надо ли говорить, что это помогает увеличить общий объем продаж в ресторанах?
Стратегия такова: соленая пища стимулирует нашу жажду, а сладкая газировка, насыщенная сахаром, утоляет ее, давая временное ощущение насыщения. Но после некоторого времени сахар вызывает реакцию инсулина, что значит, что вы снова будете голодны.
В результате, после того как вы выпили свою пепси-колу, есть вероятность, что вы почувствуете голод и захотите купить еще еды, что повышает средний чек фаст-фуда.
Вместе с тем, не стоит забывать, что этот механизм работает только при систематическом потреблении, и многие люди прекрасно обходятся без сладкой газировки.
Реклама Sprite напоминает нам о своем продукте, дабы мы не «засохли». Все ведь знают, что от сладкого пить хочется еще больше. Можно было бы уйти в глубокий анализ научных исследований, но неужели нам нужны доказательства того, что вода лучше для нашего здоровья? Даже без специальных знаний в медицине, любой человек понимает важность воды для жизни организма.
Капиталисты понимают, что мы любим этот сладкий, шипучий напиток и они используют это в своих интересах. Чем больше мы пьем, тем больше они зарабатывают. Они играют на наших слабостях, на нашем стремлении к мгновенному удовольствию.
В нашем капиталистическом мире, пусть вода будет нашим выбором. Заплати за воду 50 рублей. Оставь идею о покупке липтона за 80. Мы должны учиться ставить свое здоровье на первое место, а не прибыли тех, кто зарабатывает на наших вредных привычках.