Найти тему
Интересная техника

Как появился самый успешный отечественный ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» и чем военных не устроил его предшественник Ка-50

Ка-52 "Аллигатор"
Ка-52 "Аллигатор"

Лучший отечественный ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» стал наследником «Черной акулы» Ка-50 - разработанной в конце 1970-х годов единственной в мире серийной одноместной ударной винтокрылой машины. Судьба у нее, правда, не сложилась - военные не поверили в одноместный ударный вертолет. Довод был один - у американцев такого нет, хотя электроника у них более развита.

Все-таки в 1995 году, через 13 лет после первого полета, Ка-50 был принят на вооружение, его выпустили малой серией, а две «Акулы» даже успели повоевать в 1990-е на Северном Кавказе. Тем не менее из-за отсутствия второго члена экипажа машина не пришлась ко двору ни нашим военным, ни зарубежным заказчикам.

Одноместный боевой вертолет Ка-50 "Черная акула"
Одноместный боевой вертолет Ка-50 "Черная акула"

Тогда генеральным конструктором фирмы «Камов» профессором Михеевым С. В. было принято решение сделать вариант двухместного Ка-50 с расположением экипажа рядом. Так ударные вертолеты в мире еще никто не делал. В конечном итоге идея доказала свою эффективность, но для этого потребовался не один десяток лет.

Над этой идеей Михеев размышлял долго. Он не хотел делать подобную американскому «Апачу» машину не только потому, что в этом случае получил бы просто соосный Ми-28. Конструктор помнил статистику использования вертолетов Ми-24 в Афганистане.

Из примерно 80 потерянных за 10 лет от огня моджахедов машин, 14 «крокодилов» потерпели крушение из-за неинформированности оператора о ранении или гибели пилота. Оператор, сидя в передней кабине, имея перед собой органы управления машиной, просто не успевал перехватывать управление.

Так и возникла идея посадить экипаж рядом, тем более что навскидку по сечению Ка-50 это должно было получиться. Правда, поначалу создатели вертолета не испытывали восторга от этой работы - конструктивные элементы Ка-50 с трудом размещались в новой компоновке.

Вместе с тем задача заключалась не только в том, чтобы в новый вертолет посадить еще и штурмана, необходимо было расширить область применения машины, в том числе для разведки и нанесения ударов в ночное время. Но для этого в 1994 году соответствующих технических решений еще не было.

В середине 1980-х годов в стране шли работы по проектированию очков ночного видения ОВН-58 для нужд ВВС, однако в серию они не пошли. Не завершилась успехом разработка и других советских систем ночного видения «Столб» и «Меркурий».

Проблему надо было решать, тем более что специализированного разведывательного вертолета в советских и российских ВВС не было. В 1980-х начались было работы над однодвигательной машиной Ка-60, затем проект трансформировался в двухдвигательную машину, затем оказалось, что двигатели РД-600 не доведены до требований технического задания. В 1996 году проект Ка-60 трансформировался в Ка-64 с иностранным партнерством, затем в 2011 - в Ка-62 с импортным мотором.

Как раз для Ка-60 разрабатывалось новое устройство ГОЭС-451, совмещающее прибор ночного видения и лазерный дальномер. Наличие такого устройства на ударном вертолете с имеющимся прицельным оборудованием могло сделать из него непревзойденную ранее машину. Возникла идея использовать Ка-52 в качестве летающего командного пункта, осуществляющего постоянный обмен информацией с другими ударными бортами группы.

Первый предсерийный Ка-52
Первый предсерийный Ка-52

В соответствии с этой идеей Ка-52 «Аллигатор» при помощи своей БРЛС должен был обнаруживать малоразмерные и замаскированные цели на дальности до 30 км и давать целеуказание ведомым Ка-50 на их уничтожение.

Главкомат одобрил эту концепцию, было выделено финансирование на работы по Ка-50 и Ка-52. Денег, правда, было что называется впритык - при проектировании Ка-52 на продувку макета в аэродинамической трубе ЦАГИ финансирования не хватало. Поведение машины в воздухе пришлось рассчитывать методом математического моделирования.

Тем не менее, в 1997 году начались испытания Ка-52. К 2008 году были построены еще два опытных вертолета, после чего в октябре того же года, наконец, началось серийное производство «Аллигаторов». Одновременно военные отказались от производства и дальнейшей модернизации Ка-50.