Книга современного прозаика из Минска Вячеслава Бондаренко «Самый долгий день» вошла в шорт-лист Патриаршей литературной премии 2023 года. Весной этого года, по закону парных случаев, я прочитала её, впервые познакомившись с творчеством автора.
Под одной обложкой собраны разножанровые произведения. Самая крупная вещь в книге – роман, давший название сборнику. Аннотация представляет «Самый долгий день» как «остросюжетный роман о первых днях Великой Отечественной войны». Этот приключенческий роман написан в 2012 году. Остальные тексты созданы в 2020–2021 годах. Это повесть «Старый полковник», рассказ «Антиквар» и эссе «Парусник над дверью». «Их объединяет общая тема Памяти, размышления автора о драматических страницах отечественной истории», – говорится в аннотации. Собрание в одной книге произведений с общей тематикой, написанных в разные годы, даёт возможность проследить писательскую «динамику» последних лет.
Роман «Самый долгий день» вышел удачным. На первый взгляд он предстает классическим военным боевиком. Его события развиваются «в маленьком белорусском городке недалеко от советско-германской границы», на территории, вошедшей в состав СССР в 1939 году. Сотрудники районного отделения милиции в первый день Великой Отечественной войны – и самый долгий день лета 1941 года – оказываются на пути немецкой диверсионной группы, абверкоманды, заброшенной в СССР с целями, далеко превосходящими военно-стратегическое значение. «Она комплектовалась этническими немцами из России, Украины, Латвии, Эстонии и Финляндии. Все в совершенстве владели русским языком, блестяще разбирались в тактике РККА, отлично ориентировались в особенностях советского быта и психологии, горели желанием освободить Россию от большевизма».
По мне, роман строится на дихотомии «свой – чужой» и на том, как трудно бывает отличить одних от других (вспомним переодевание диверсантов). Автор возвышает голос против политики Большого террора искать «чужих» среди своих и показывает её губительные последствия. Поэтому «Самый долгий день» в подтексте содержит глубинный исторический смысл. Читать больше
Автор статьи: Сафронова Елена
Прозаик, литературный критик-публицист. Постоянный автор «толстых» литературных журналов «Знамя», «Октябрь», «Урал», «Бельские просторы», «Кольцо А» и многих других, портала открытой критики «Rara Avis» и др. Член Русского ПЕН-центра, Союза писателей Москвы, Союза российских писателей, Союза журналистов России. Редактор рубрики «Проза, критика, публицистика» литературного журнала Союза писателей Москвы «Кольцо «А».