Найти тему
Диванный воин

Что общего и чем отличаются музеи: Рязани, Выксы и Смоленска?

В это лето, мне довелось побывать в трех музеях: Рязани, Выксы и Смоленска, и благодаря вот такому географическому разбросу появилась возможность сравнить их экспозиции, а также порассуждать на тему: история — это наука или пропаганда?

Что характерно несмотря на то, что музеи рассказывают об одном и том же, но вот набор экспонатов при общем единообразии в принципе отличаются.

Скажу так, отличия эти будут практически незаметны простому посетители, да и мне тоже это различие стало понятно не сразу.

В первую очередь речь идет о "новоделах" то есть экспонатах, которые таковыми не являются, и, в сущности, призваны заполнить пустующее пространство залов и… лакуны истории.

Больше всего новоделов, конечно, в Рязани. В основном это доспехи, макеты лодок и, собственно, самого города. Связаны такое явление, конечно, с так называемым "татаро-монгольским нашествием», которое буквально высасывают из пальца в рамках общей исторической доктрины, а вот подлинных деталей этого события раз-два и обчелся.

Меньше всего новоделов в Выксе. Там их, собственно, совсем нет, потому что, в сущности, история города неразрывно связана с несколькими поколениями российских олигархов, которые не спорили ни о чем с государями, а в основном наживали свои капиталы, нещадно эксплуатируя местное населения и платя взятки чиновникам.

В этом музее не рассказывают о какие-то военных действиях, за исключением подавления мятежа белогвардейцев, после которого наступила собственно Советская Власть, читай пришли другие хозяева. Можно, сказать, что это скорее внутренний конфликт, а военная форма в выксунском музее вообще имеет отношение к сватовству гусара. Вот буквально: герой войны 1812 года сватался к дочери местного магната и чудил в городе, устраивая концерты и джигитовки. Женился, потом честно управлял имуществом жены.

Совершенно другое ощущение от экспонатов и экспозиции в Смоленском историческом музее. Надо сказать, что Великая отечественная война, вообще показана в отдельном здании, а вот все, что связано с 1812 годом, 1612 годом и дальше в глубь веков в Смоленске демонстрируется обстоятельно и исключительно подлинниками.

-2

Ну, почти! Два реконструкторских рыцарских доспеха, каким-то образом, затесались зачем-то в экспозицию, (я их даже не стал фотографировать), а вот остальное импортное оружие, которая так или иначе попадало в смоленскую землю выставлено в избытке.

-3

Отдельно можно сказать о том, что в коллекции смоленского музея есть аж четыре настоящих меча, и именно не копий, а ржавых, вытащенных из земли. Со всеми необходимым атрибутами в виде лезвий и рукоятей. Такие мечи часто называют "варяжскими", потом стали называть "русскими". И вообще-то найти такие мечи в нормальном состоянии при археологических раскопках большая редкость. А вот в Смоленске они есть, и немало видать на своем веку они голов порубали из-за злата, да серебра.

Которого также в экспозиции в избытке. Целая россыпь разных монет: чешуек, дирхем, гривен, копеек, польских злотых, византийских монет и прочего, прочего: с чем приходили на Русь купцы и теряли здесь через дырявые карманы.

Все также подлинники. Нет в коллекции только " Златника Владимира", зато о нем рассказывает отдельный стенд и висит фотография. Что в общем-то забавно, так как есть версия, что такая монета всего лишь "исторический фейк", призванный увеличить срок Российской государственности.

Подробнее об этой монете можно также прочитать в моем авантюрном романе, которая так и называется «Златник Владимира»: https://author.today/work/17437. На Литрес тоже есть: https://www.litres.ru/book/eduard-semenov/zlatnik-vladimira-38007600/

Еще одна особенность смоленского музея: несколько залов посвящено смолянам, которые так или иначе принимали участие в заморских походах, особенно в современный период: Афганистан, Африка, Вьетнам. Речь, конечно, идет о различных вариантах интернациональной дружбы в СССР. Мне почему-то особенно бросилась в глаза расческа, сделанная из обшивки американского самолета, сбитого где-то во Вьетнаме нашими военспецами, естественно из Смоленска.

-4

Отдельно можно отметить скелет мамонта, который встречает посетителей музея. Если не вчитываться в этикетку, то можно подумать, что данный экспонат раскрывает перед нами одного из обитателей местных лесов, потому что он стоит в той части экспозиции, которая рассказывает о первобытных временах, но... на самом деле этот мамонт имеет больше отношение в современности, потому что является контрабандой, которую задержали сотрудники смоленской таможни, и не позволили вывезти ее из города, и не отдали назад в Якутию, откуда собственно ее вывозили незаконно.

-5

Как говорится, что в Смоленск попало, то здесь навсегда. Это своеобразная сокровищница военных трофеев. Ибо нефиг.

Все фото к этой статье из Смоленского музея, фото из музея Рязани и Выксы можно увидеть в статьях, посвященных этим музеям.