Галина уже несколько дней бродила по своему дачному участку. Потерянно бродила. Казалось, что-то забыла, не доделала, не усмотрела.
Дачу Галя продала. Она рассматривала, трогала бесконечное количество дорогих сердцу мелочей—вот ветхие, зачитанные, но любимые книги, вот фотографии в самодельных рамочках, вот тряпочки в шкафу, вот старая посуда в резном серванте, еще мамином…
Нет, фотографии все же надо забрать. Сын прав: здесь одно барахло. Можно смело расставаться. И не важно, что Галя здесь проводила шесть месяцев в году, что здесь все соседи стали друзьями, что здесь созданный ею, обжитой мир. Дача, говорит сын, это тяжело и не доходно. А Галине пора отдыхать, в ее-то возрасте.
Сына Витю она не видела уже больше десяти лет. Он переехал в Польшу. А когда-то они все жили в просторной квартире в Реутово. Там хватало места и на родителей Галины, и на их семью — на нее, мужа и сына. Но родители Галины умерли, потом она овдовела, а сын женился.
По настоянию жены Вити квартиру разменяли. И осталась Галя совсем одна в маленькой однушке в чужом для нее районе. Незнакомые соседи, незнакомый дом. Потом Витя продал свою московскую квартиру и уехал с женой в Польшу. Там родился внук, но Галя его видела только однажды, когда он был совсем маленьким. Потом там же, в Польше, Витя с женой расстался и жил теперь с другой женщиной.
Только здесь, на даче, осталось все по-прежнему. Еще с мужем, после выхода их обоих на пенсию, они заселялись на участок в апреле, а возвращались в Москву только в глубоком октябре. Теперь Галина приезжала сюда одна, на электричке, и жила в домике весь сезон.
Справа—дача Деминых. Они всю жизнь дружили семьями. Витя и Миша, сын Деминых,—ровесники, и каждое лето они гоняли вместе на велосипедах, ловили рыбу и носились по окрестностям. Теперь эта дача — Мишина. А его родителей уже нет, к сожалению. Друг за другом ушли, как часто бывает, когда по-настоящему любят. Миша—молодец. Домик обновил, обложил новым кирпичом, расширил. У него бизнес как-то связан со строительством. Теперь он отдыхал на даче с семьей, а его подросшие дети приезжали с друзьями.
Теплые отношения между соседями сохранились, и Галя детей Михаила считала чуть ли не внуками. Вместо бабушки им практически стала. А Миша ей помогал в ремонте дачи. К кому обратиться, если крыша протекла? Конечно же, к Мише. Он все уладит.
Слева от участка — Марина Игоревна. Приятная, хозяйственная и очень разговорчивая соседка. Вечерами они садились в беседке у Гали (или, когда дождило, в пристройке у Марины), к ним присоединялась Софья Константиновна, соседка из дома напротив, и они пили чай с травами. Так и называли свои посиделки — травники.
Спасались от комаров и сидели до той поры, пока совсем не смеркалось. Обсуждали огородные проблемы, теленовости, семейные дела. Да разве не найдут, о чем поговорить, мудрые женщины? Иногда к ним присоединялся и муж Софьи, тихий и скромный мужчина.
В саду цвели яблони и сливы, благоухали сирень и жасмин. И шел счастливый разговор состарившихся друзей. Это были моменты отдыха от хозяйства, настоящие теплые дачные вечера.
У каждой из соседок случались и радости, и беды. Были проблемы и у Галины. Что-то не ладилось у сына в Польше. Вот уже дважды она отправляла ему все свои сбережения. Галина получала неплохую надбавку, потому что всю жизнь проработала на военном объекте мастером производства. Ушла на пенсию в сорок пять лет. Но вот накопить ни рубля не получалось.
— Тетя Галь, я договорился, приедут к вам замерщики на забор, как вы и просили.
— Миш, ты прости, но отмени, пожалуйста.
— Как — «отмени»? Почему, тетя Галь? Вы ж хотели.
— Да, — она махала рукой, — отмени. Я попозже займусь. Вот накоплю… Деньги срочно Вите потребовались, я все ему отправила.
А сейчас Витя настаивал на продаже дачи. Продать дачу было для Гали равносильно концу жизни. Но сын есть сын. Ситуация безвыходная. И Галя смирилась.
Купить дачу с крошечным стареньким домиком мгновенно согласился Михаил. Галя была рада: все ж не с чужими людьми дело иметь!
Оформили документы. Вырученные деньги Галина перевела сыну.
А сейчас она бродила по осеннему участку, по уютному дому и прощалась. «Вроде все. А если и забыла чего, Миша позвонит. Этот плед—ох, так приятно в него было закутаться и посидеть в беседке. А в городе он совсем не нужен. Оставлю…»
Шелестели осенние листья под ногами. И было ощущение, что осень — это скорее сезон души, нежели природы. Осень — как конец всего. Даже жить не хочется.
Галина уже собрала сумку, но на электричку идти было еще рано. Скрипнула калитка, на участке показался Михаил. Это он за ключами от дома пришел, как и договаривались.
«Ох и раздобрел в последнее время Миша, надо ему диету посоветовать», — мелькнуло в голове у Гали. Хоть и уедет она — а все равно Миша ей уже как сын, вырос же прямо у нее на глазах, такой родной.
Мужчина присел на крыльцо:
— Теть Галь, — пробасил он, — значит так! Мы договор подписали. Получается дача—моя. Теперь вот что—теперь я дарю ее вам. Так, устно дарю. Без оформлений. Живите сто лет — дача ваша. Только продать вы ее больше не сможете. Для меня эти деньги роли особой не играют, а Витьке вашему вы помогли. Вот и хватит, нечего мать доить!
— Да как же так, Миша, — взволновалась Галина.
— Не спорьте. Это вам в память об отце и матери. Они вас очень любили. И мне вы — как мать почти, помощь вашу и советы я очень ценю. С дачей помогу. Я же вижу, как она вам дорога.
Слезы сдержать не получилось, они сами потекли из глаз. Миша с трудом встал. Чтобы отвлечь любимую соседку от слез, произнес:
— Сумку разбирайте. Рано еще в город. Осень-то какая пришла — жить хочется!
«А жить и правда хочется», — подумала Галя. Как же хочется жить!
Больше добрых рассказов о том, как почувствовать глубину жизни и не затеряться в суете, можете прочесть в книге «Обыкновенные чудеса. О людях, с которыми уютно, шепоте сердца и о том, как грейпфрут может изменить жизнь» (16+): https://go.ast.ru/a00ay7x
Книга «Обыкновенные чудеса» растопит даже самые холодные сердца. Поможет избавиться от грусти, раздражительности, тревоги, взглянуть на мир с любовью и любопытством. Вы узнаете, насколько обманчиво может быть первое впечатление. Почему загадка старого маяка начинается с охапки белоснежных полевых цветов. Как облезлый кот завоевал сердце Маркизы. И неужели жизнь может измениться из-за обычного грейпфрута.
Книга, которая наполняет верой в людей и доказывает, что на чаше весов доброе и светлое всегда перевешивает дурное. А еще учит видеть чудеса и маленькие радости, ведь именно из них строится наше большое счастье.