Понятие буллинга чаще всего ассоциируют со школой, где дети подвергаются насилию со стороны сверстников. Этот аспект тщательно раскрыт в книгах и статьях. Хотя основной акцент в изучении буллинга делается на детском и подростковом возрасте, но эта проблема весьма актуальна и для взрослых людей. В этой статье мы посмотрим на явление буллинга шире, выйдя за рамки школьного контекста.
Буллинг – проблема, актуальная для любого возраста. Однако взрослые люди часто недооценивают его влияния на их психологическое самочувствие. И в этом смысле, прежде чем разбираться с низкой самооценкой, спадом настроения, прокрастинацией, депрессией, тревогой или паническими атаками, необходимо удостовериться, что окружающая среда не воздействует на нас негативно через буллинг. И если мы обнаружим, что подвергаемся буллингу, то нам следует продумать шаги, с помощью которых мы сможем себя защитить.
Понятие буллинга
Буллинг (травля) – это агрессивное поведение, которое направлено на одного или нескольких членов группы – более уязвимых в текущей ситуации. В случае абьюза мы говорим о романтических или семейных отношениях. В случае буллинга об отношениях в группе, где люди не связаны между собой родственными или интимными связями. Такими группами могут выступать: профессиональное сообщество, спортивная команда, клуб по интересам, городские объединения и многие другие общественные среды, а порой даже и целые государства. Буллинг характеризуется систематичностью и продолжительностью, главным образом в рамках неравных отношений власти. Его жертвами могут стать различные люди независимо от возраста.
Буллинг проявляется в виде физического, психологического и социального насилия:
- физическое насилие: телесная агрессия, физическое вторжение в личное пространство.
- психологическое насилие: издевки, насмешки, причинение вреда личному имуществу, оскорбительные комментарии, давление и склонение к определенной точке зрения, сексуальные домогательства.
- социальное насилие: клевета, роспуск слухов, публикация личных данных, бойкот, ущемление в правах и лишение необходимой помощи.
Главные действующие лица
Буллинг – это прилюдное насилие, которое включает в себя три группы действующих лиц: агрессоры, жертвы и свидетели.
Агрессоры – это те, кто осуществляет непосредственные насильственные действия по отношению к определенным членам группы. Агрессоры могут быть движимы разными мотивациями, среди них: стремление к власти, зависть, страх и неуверенность в себе. Нередко ведущим драйвом становится психическое расстройство или внутренний конфликт, в виду которого агрессор видит реальность в преломленном виде.
Обычно у агрессора наблюдается низкий уровень эмпатии и плохо развита рефлексия, из-за чего он проецирует свои собственные проблемы, неудовлетворенности и сложные переживания на других людей. Если агрессор обладает высоким социальным положением, то репертуар насилия расширяется и приобретает больший масштаб.
Жертвами буллинга могут становиться люди разного пола, возраста и социального статуса. В положении жертвы травли индивид испытывает социальную изоляцию, которая приводит к стрессу и многочисленным психологическим проблемам. Качество жизни при этом страдает очень сильно. То, подвергнется ли буллингу человек или нет, во многом зависит от среды, в которой он находится (мы поговорим об этом далее). В этом смысле нет однозначного "типа" жертвы, которая обязательно столкнется с травлей в группе.
Свидетели – это члены группы, которые не являются ни агрессорами, ни жертвами. Роль свидетелей в случаях буллинга значительная. Их реакция может существенно влиять на дальнейший ход событий. Свидетели могут испытывать страх и неуверенность относительно того, как реагировать на акты буллинга. Главное их опасение заключается в том, что они могут стать следующей жертвой, потеряв свой статус в группе.
У человека, который систематически наблюдает агрессивное поведение, развивается специфическое состояние, которое называется травмой свидетеля. В результате этой травмы возникает убеждение о собственном бессилии и неспособности влиять на события. Иногда свидетели могут пытаться минимизировать серьезность происходящего, чтобы избежать психологического дискомфорта. В основном такое избегание достигается с помощью механизма отрицания: "это не так страшно" или "все в порядке", “во все времена люди сталкивались с подобным опытом”.
В тоже время свидетели - это люди, которые могут оказывать значительное влияние на групповую динамику и сыграть важную роль в предотвращении буллинга, если они решат вмешаться. Например, они могут оказать поддержку жертве или продемонстрировать свое несогласие с поведением агрессора.
Причины буллинга
Важно понимать, что причины буллинга находятся не внутри человека, который ему подвергается, а внутри социальной группы. Это проблема среды, а не отдельных людей. Буллинг представляет собой сложную сеть взаимодействующих элементов, которые влияют на формирование и поддержание данного явления. Важно учитывать социокультурные факторы, такие как ценности, стереотипы и нормы поведения, которые формируются в обществе и влияют на восприятие и толерантность к буллингу. Правила, процедуры и культура организационных структур, таких как школа или рабочие места, могут либо способствовать созданию безопасной и поддерживающей среды, либо оказывать давление на сотрудников или учеников, способствуя буллингу.
Обычно среда, в которой буллинг является нормой, обладает следующими характеристиками:
1. Нормализация агрессии. Если агрессивное поведение считается нормальным и допустимым, то это создает питательную для буллинга среду. Например, если в группе одобряются высмеивание, уничижительные комментарии или физическое насилие - все это становится стимулом для буллинга.
2. Социальные неравенства. Различия в такой среде используются для ущемления и агрессии. Неравенства могут происходить по социальным, расовым, гендерным или другим признакам. Важно, чтобы жертва буллинга отличалась от группы и тогда она подвергнется травле.
3. Низкий уровень осознанности. Недостаток осознанности вызывает эмоциональную реактивность и агрессивное поведение. Люди с недостаточной осознанностью часто реагируют на стресс и конфликты агрессией без должного осмысления происходящей ситуации. Такие люди подавляют негативные эмоции, поскольку не умеют справляться с ними. В результате накапливается внутреннее напряжение, выливающееся в агрессивное поведение.
4. Жесткая идеология и авторитарность приводят к формированию строгих норм поведения, подавлению индивидуальности и независимости, усилению иерархии и повсеместности агрессии. Люди в такой среде боятся высказывать свое мнение, поскольку это объективно опасно. Любой взгляд, который не соответствует официальной идеологии, жестоко преследуется и подавляется.
5. Атмосфера высокой конкуренции. В высококонкурентной среде господствует убеждение, что только "сильнейшие" могут выжить. Люди сталкиваются с постоянным давлением для достижения высоких показателей. Те же, кто не дотягивает до установленной планки, подвергаются травле.
6. Низкий уровень эмпатии. В среде низкая эмпатия может быть из-за ряда факторов: отсутствие образования и практики развития эмпатических навыков, стереотипы, негативные предрассудки и культурные факторы, которые служат барьером для способности понимать и разделять эмоции других. Низкий уровень эмпатии приводит к безразличию к чувствам и потребностям других, что создает условия для агрессивного и ущемляющего поведения.
Как можно помочь себе
Смените среду. Существует психологический стереотип о том, что куда бы мы ни пошли, везде берем себя с собой. В рамках этого стереотипа кажется, что текущая ситуация жизни возникла из-за собственных трудностей и комплексов, не разрешив которые проблема в жизни будет повторяться вновь и вновь. Это не так, и смена среды может быть самым эффективным шагом для помощи себе. Рассмотрите возможность поиска новой работы, переезда на другое место или смены социального окружения. Новая среда избавит от негативного воздействия буллинга.
Знайте свои права. Важно осознавать свои права как гражданина, работника или студента. Здесь мы говорим как о юридических правах, так и о правах, предоставляемых вашей организацией. Знание ваших прав поможет вам защитить себя. Обсудите случаи буллинга с руководством, не оставайтесь в изоляции, замалчивая травлю.
Обратитесь за поддержкой. Взрослые люди часто находятся под давлением убеждения, что со своими проблемами они должны справиться самостоятельно. Не бойтесь обратиться за поддержкой к друзьям, семье или профессиональным консультантам. Разделение своего опыта и эмоций с другими людьми поможет вам не чувствовать себя изолированными.
Заботьтесь о себе. Подвергаясь буллингу можно легко уйти в апатию и закрыть глаза на свои потребности. Если в данный момент невозможно сменить среду, в которой вы подвергаетесь буллингу, тогда нужно помочь себе выстоять в сложившейся атмосфере. Для этого включите заботу о себе на максимум. Проверьте, делаете ли вы все возможное для себя в текущих условиях.
Позаботьтесь о своей безопасности. Не ставьте себя целенаправленно под удар. Если это возможно, то попытайтесь избежать лишних столкновений и конфликтов с агрессором. По крайней мере, до тех пор, пока вы не поймете, как отстоять себя или сменить среду.
Поддержите других. Если вы стали свидетелем буллинга, предоставьте эмоциональную поддержку жертве. Проявите сочувствие и солидарность. Это поможет жертве почувствовать, что она не одна в этой ситуации. Естественно, руководствуйтесь здравым смыслом, так чтобы это не обернулось для вас крупными проблемами. Кэтрин Сандерсон написала книгу по этой теме “Громкое молчание хороших людей. Буллинг, троллинг, харассмент и другие поводы остаться в стороне”.
Потрудитесь над своей самооценкой. Уверенность в себе тает под воздействием буллинга. Постарайтесь активно работать над своей самооценкой и укреплять ее. Невозможность выйти их среды, в которой вы подвергаетесь травле, чаще всего связана с тем, как вы смотрите на мир. Смена мировоззрения открывает новые пути заботы о себе. Накапливайте знания о самооценке, работайте над ее улучшением. Одна из лучших книг на тему самооценки – это книга Натаниэля Брандена “Шесть столпов самооценки”. Найдите время прочитать ее и проработать рекомендуемые в ней упражнения.