Найти в Дзене
Гармония в семье

Тревожный ребёнок. С чего начать?

Тревожность – это особенность личности, которая проявляется в беспокойстве, неуверенности, настороженности, подозрительности. 

Тревога – это переживание о чем-то конкретном. 

Тревожность – обезличена. «Что-то не так и в будущем беспокойно…» 

 

Тревожность требует действий! 

Ее не победить уговорами, успокаиванием, защитой, избеганием сложностей. Она на этом растет! 

 

Для формирования крепкого внутреннего стержня важно понимать, какой вклад ты (тревожащийся) можешь привнести чтобы изменить ситуацию 

 

Что зависит от меня? 

Что я могу сделать? 

Как могу решить ситуацию? 

 

Хотя тревожность обезличена, решается она вполне конкретным бытовым опытом. 

 

Была встреча с проблемой – я смог найти ее решение. 

Чем больше этого элементарного опыта, тем мощнее внутренняя броня. 

 

Гиперопекаемым детям свойственна тревожность именно в силу того, что мама все делает за ребенка. Продумает, предостережет, предугадает, соломки подстелет. И вот уже ребенок видит, что от него ничего не зависит. Отсюда растет собственная неуверенность, добавляются невротические проявления и мама еще с большим рвением норовит дитятку защитить от ужасного мира. Плюс еще индивидуальные особенности психики и привет ОКР. 

 

Любое сопротивление, беспокойство, избегание стоит обсудить с ребенком. 

Хочет бросить плавание, скатился по учебе, перестал общаться с кем-то из друзей, избегает делать что-то по дому и т.д. Выясняйте, предлагайте решить. Что-то подкорректировать, иначе сказать, по-другому взглянуть. 

 

Причем, ребенок должен быть активным участником этого процесса. 

Чем больше вас в решении проблемы, тем более ребенок неприспособлен. 

 

Большинству первоклассников сложно в школе не потому, что это школа. А потому, что нужно попросить что-то, найти альтернативу, прислушаться к себе, порассуждать минутку перед тем как действовать, прикинуть «что будет, если…». 

Сколько психологических травм у детей из-за того, что они не могли что-то попросить у учителя. Ну например, выйти в туалет. И потом насмешки в классе. Учитель, конечно, важен. 

Но не менее важно понимать, почему ваш ребенок стесняется рассказать о том, что он в чем-то сейчас нуждается….

-2

Работа с тревожностью ребенка – это комплекс мер, который в рамках поста я могу описать, пожалуй, только большими мазками. 

 

1⃣ Обучение навыкам саморегуляции. 

Развитие способности управления собственными эмоциями и поведением по ситуации. 

Это не быстрый процесс, постоянная тренировка. Ребенок должен что называется дозреть. 

Например, не просить игрушку в магазине в 4 практически невозможно. А вот в 6 закатывать истерики уже не комильфо. 

В школьном периоде истерики постепенно сменяются избеганием. Если сложно – брошу, заболею. По-прежнему так же сложно взять себя и заставить сесть за уроки. И это эмоционально-волевая и поведенческая сфера. Распознавать и применять. 

 

2⃣ Снятие мышечного напряжения 

Уметь переключаться, засыпать. Выводить напряжение из тела. 

Думаю, многие мамы школьников сталкиваются с больными животами у детей в школе. 

А на каникулах никаких проблем. 

Вообще тревожность и психосоматика ходят рука об руку. 

 

 

3⃣ Повышение самооценки. 

В конце начальной школы формируется когнитивная сторона самооценки. Когда происходит осмысление себя. 

 

🎯как я отношусь к себе 

🎯каким я себя вижу (внешне, в деле, в контакте с кем-то) 

🎯кем я себя считаю (осознание себя, мое место среди людей) 

🎯что я думаю о себе (мотивы и цели поведения) 

🎯каковы мои возможности 

 

Эти 3 направления в зависимости от конкретной ситуации могут требовать коррекции.