Найти в Дзене
Сравни

Что лучше выбрать — бензин или дизель

Оглавление

Чаще всего современные автомобили оснащены бензиновыми и дизельными двигателями. Рассказываем о преимуществах и недостатках этих агрегатов.

В чём различие

Основное различие между бензиновым и дизельным двигателем заключается в способе воспламенения топливно-воздушной смеси. В бензиновых агрегатах смесь воспламеняется от искры, которую производит свеча зажигания. Искра возникает по команде блока управления в тот момент, когда поршень находится около верхней мёртвой точки.

В дизельных двигателях свечей зажигания нет. Сначала в цилиндр поступает воздух, а затем поршень сжимает его, двигаясь к верхней мёртвой точке. За счёт давления воздух разогревается, после чего топливная форсунка распыляет в него горючее. То есть происходит самовоспламенение смеси за счёт высокой температуры.

Также у бензиновых и дизельных двигателей различается степень сжатия. Это параметр, который показывает отношение полного объёма цилиндра, когда поршень находится в нижней мёртвой точке, к объёму цилиндра, когда поршень находится в верхней мёртвой точке. У бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) это соотношение обычно равняется от 8:1 до 12:1, а у дизельных — от 14:1 до 23:1. Так происходит потому, что дизельному двигателю нужно сильнее сжать воздух, чтобы он прогрелся до нужной температуры.

У дизельных автомобилей более сложная топливная аппаратура. Например, они всегда оснащаются топливным насосом высокого давления. Также современные дизельные ДВС имеют топливную аккумулятивную рампу с системой Common Rail. Она позволяет поддерживать высокое давление топлива при любых режимах работы двигателя.

Плюсы бензиновых двигателей

  1. Выше мощность. Бензиновые двигатели могут производить больше мощности. По этой причине все спортивные автомобили комплектуют именно бензиновыми моторами.
  2. Ниже требования к топливу. Многие атмосферные бензиновые двигатели переваривают топливо с октановым числом 92. Это допускается производителем и не влияет на ресурс агрегата. Даже если заправить бензиновый двигатель контрафактом, то можно промыть агрегат и топливную систему, а затем продолжить эксплуатацию автомобиля.
  3. Нет проблем с запуском зимой. Если двигатель исправен, то его можно запустить даже в мороз, потому что температура замерзания бензина — около –72 градусов.
  4. Проще обслуживать и ремонтировать. У многих бензиновых автомобилей нет сажевого фильтра, топливного насоса высокого давления (ТНВД) и высокотехнологичных форсунок. Поэтому обслуживание и ремонт такого ДВС обходится дешевле.
  5. Дешевле запчасти. В России бензиновые двигатели более распространены, поэтому запчастей для них больше. В среднем стоимость деталей для бензиновых ДВС ниже. Также благодаря популярности этих агрегатов многие элементы можно найти на вторичном рынке.
  6. Больше возможностей для тюнинга. Самый распространённый тип тюнинга — программное увеличение мощности. Такая операция увеличивает отдачу бензинового двигателя на 30–40%, а дизельного — только на 20%.

Минусы бензинового двигателя

  1. Выше расход топлива. При одинаковом объёме бензиновые двигатели расходуют на 10–20% больше топлива, чем дизельные.
  2. Высокая мощность на высоких оборотах. Чтобы бензиновый двигатель выдавал номинальную мощность, нужно поддерживать высокие обороты. А чем выше обороты ДВС, тем выше расход топлива.
  3. Расход масла. Многие бензиновые двигатели расходуют масло на угар. Особенно это актуально для турбированных агрегатов. Некоторые автопроизводители считают это нормой и даже указывают предельно допустимый расход масла в инструкции по эксплуатации автомобиля.
  4. Частое обслуживание. В среднем замену масла и фильтров в бензиновом двигателе нужно проводить каждые 8–10 тысяч километров. А если автомобиль получает высокие нагрузки (например, на нём ездят агрессивно), то каждые 5–7 тысяч.
  5. Риск перегрева. Современные бензиновые двигатели очень термонагружены. Поэтому неисправности системы охлаждения или грязные радиаторы приводят к перегреву ДВС. В таком случае потребуется капитальный ремонт агрегата.

Плюсы дизельного двигателя

  1. Низкий расход топлива. Дизельные двигатели более экономичны. У большинства ДВС объёмом до 2,5 литра расход в городе укладывается в 7–8 л, а по трассе — в 5–6 л.
  2. Хорошая тяга с низов. Для достижения пиковой мощности дизельный двигатель не нужно раскручивать до высоких оборотов. Поэтому дизельные модели хорошо едут под нагрузкой — например, по бездорожью или если перевозят большие грузы.
  3. Привод ГРМ. Часто дизельные двигатели имеют ременный привод газораспределительного механизма. Элементы нужно менять чаще, чем цепь, но они стоят существенно дешевле.

Минусы дизельного двигателя

  1. Сложная топливная система. Дизельные двигатели оснащают высокотехнологичными форсунками, ТНВД и системой Common Rail. Чем больше элементов в системе, тем выше вероятность поломок. К тому же топливное оборудование для дизельных автомобилей стоит дороже, чем для бензиновых.
  2. Чувствительность к качеству топлива. В дизельной системе топливо находится под высоким давлением, поэтому нужно использовать только высококачественное горючее. Иначе механизмы быстро выйдут из строя. Также если заправить в дизельный автомобиль контрафакт, то просто промыть систему не получится. Чаще всего механизмы сразу выходят из строя.
  3. Сажа. Все современные дизельные двигатели оснащены сажевыми фильтрами. Они задерживают вредные вещества, которые находятся в отработавших газах. Чтобы фильтр служил долго, нужно периодически создавать условия для его регенерации. Она происходит автоматически, но для её активации нужно двигаться со скоростью 80–90 км/ч в течение 15–30 минут. То есть периодически автомобиль должен обязательно ездить по трассе. Иначе фильтр забьётся, и его придётся менять или удалять.
    Также сажа забивает впускной коллектор. Это происходит из-за клапана EGR, который направляет отработавшие газы обратно во впуск для дожига в камере сгорания. Поэтому коллектор приходится периодически демонтировать и чистить.
    Забивается и сам клапан EGR. В лучшем случае его придётся чистить, а в худшем — менять.
  4. Нужно использовать сезонное топливо. Существует три типа дизельного топлива — летнее, зимнее и арктическое. Зимнее и арктическое топливо содержат депрессорные присадки, которые не дают составу густеть. АЗС сами переходят на зимнее топливо, но не всегда это происходит вовремя. Например, при ранних заморозках топливо может загустеть, и тогда двигатель запустить не получится. Некоторые водители возят с собой специальные присадки — антигели. Их добавляют в бак, чтобы топливо не густело.
  5. Шум и вибрации. Дизельные двигатели работают более шумно и создают больше вибраций. Это заметно даже в автомобилях премиального сегмента.

Что лучше выбрать

Бензиновые автомобили подойдут тем, кто ездит не очень много. Если чаще всего приходится передвигаться от дома на работу и в магазин, то расход топлива не ударит по бюджету.

Также бензиновые модели подойдут тем, кто любит ездить быстро и/или агрессивно. Высокая мощность таких ДВС удовлетворит потребности опытного водителя. А ещё бензиновые автомобили имеют хороший потенциал для тюнинга.

Дизельные автомобили подходят в том случае, если ездить нужно много. Тогда низкий расход топлива поможет сэкономить. Именно поэтому практически весь коммерческий транспорт оснащён дизельными ДВС. А ещё тяговитые дизельные двигатели позволяют перевозить тяжёлые грузы. Они не очень мощные, зато эта мощность доступна на небольших оборотах. Например, для большой семьи отлично подойдёт дизельный минивэн, а для работы — дизельный фургон или пикап.

Также дизельные двигатели подходят внедорожникам. При передвижении по пересечённой местности очень помогает тяга на низких оборотах.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной