– Ой, Маша, как я за тебя рада! Что разводиться передумала! Вот и умничка, вот и хорошо! Зачем семью рушить? Вы с Семёном такая красивая пара! Сын у вас растёт. Как мальчику без отца? Молодец!
Алла смотрела на свою подругу, и душа у неё радовалась. Не разведётся! А то что придумала, зачем? Матерью одиночкой становиться? Нелегко это.
Они сидели дома у Аллы на кухне, пили чай. Маша заехала к ней после работы. Сказать о важном решении. Месяц назад они с мужем решили развестись и подали заявление.
Сначала Маша как на крыльях летала. Алла всё удивлялась, глядя на подругу. Она же такой счастливой выглядела, как на развод подала. Глаза загорелись, говорила без умолку. Планы на будущее строила. Квартиру надо разделить, возьмёт ипотеку. Ничего, справится как-нибудь.
Зато всё у неё наладится в личной жизни. Обязательно кого-нибудь встретит и счастливой станет. Ей ещё и сорока нет, молодая совсем.
А теперь вдруг передумала разводиться. И Алла очень обрадовалась за подругу. Но какой-то совестливый внутренний голос нашёптывал ей, что она неискренна. И радуется она совсем не из-за того, что семья сохранилась.
Когда Маша планы на будущее с таким воодушевлением строить начала, Алла испугалась. А вдруг у неё всё получится? И встретит Машка какого-нибудь принца своего. И счастливой станет. Ведь со своим Семёном за все годы у неё светлые дни по пальцам пересчитать можно.
Семён самый настоящий, как сейчас таких мужчин называют, абьюзер. Тиран. Все нервы Маше вымотал. Она уже на пределе была перед разводом. Странно, что он даже против не был. Сказал, вместе заявление подавать пойдут.
А потом начал потихоньку заднюю давать. Вроде уже и не хочет разводиться. Сказал, что изменился, стал другим теперь. Что можно попробовать сначала всё начать. Пообещал, что всё у них теперь хорошо будет. Маша и поддалась.
Алле было легче сейчас порадоваться за подругу, что семья сохранилась. Чем потом, если развелась бы, наблюдать, как она вдруг счастливой станет, и завидовать.
Надо сказать, что Маша-то наоборот считала Аллу самой искренней и самой лучшей подругой. Все другие в один голос ей твердили, чтобы она уходила поскорее от своего Семёна. Пока молодая. Нечего на него свою жизнь тратить. И здоровье.
Маша думала, что вот какие подруги – хотят, чтобы она поскорее стала разведённой женщиной, матерью-одиночкой. Большинство из них сами одинокие. Не желают ей добра, завидуют только. Хотя на самом деле получалось совсем иначе.
И если бы Маша всё хорошо проанализировала, то поняла главное. Ведь как только развод начал воплощаться в её жизни, у неё сразу появилось столько энергии! Столько планов, столько всего сразу захотелось. Жизнь заиграла красками, появилась надежда на счастье.
А теперь Маша сидела напротив Аллы, вся притихшая, какая-то потухшая, уставшая, совсем без сил.
– Да какая я молодец, – тихо сказала она, – просто верить хочется, что Семён изменится.
– А он изменится, даже не сомневайся! Понял, что потерять тебя может.
– Перестань, Алла. Если быть до конца честной, то никаких иллюзий на этот счёт я не питаю. Люди не меняются. Просто испугалась развода. Боюсь не потянуть ипотеку.
– Не переживай! Всё будет хорошо! – Алла старалась как могла поддержать подругу.
Алла развелась раньше Маши. Но уже 100 раз горько пожалела об этом. Потому что её бывшего мужа с Семёном не сравнить вообще. День и ночь. Хороший у неё был муж.
И ужин сам приготовит, и постирает, и в магазине всё закупит, продукты и прочее что для дома надо. Иногда даже лучше неё справлялся со всеми делами. И с дочкой постоянно возился.
Но Алле было не угодить. Ей почему-то казалось, что её муж хуже всех. И что только стоит ей развестись, как она тут же встретит достойного, под стать ей.
Но шли годы, достойные все куда-то враз подевались. А её окружали теперь сплошь и рядом какие-то непонятные и невнятные мужчины. Ну совсем никак не подходящие на роль спутника жизни.
И очень скоро стало ясно, что достойным был как раз таки её бывший муж. А она просто просчиталась, разведясь с ним. Хотела назад его вернуть, а там уже новая женщина появилась, заняла её место.
Совсем другая картина была у Маши. Семён был никчёмным мужем и отцом. Зато сколько гонора! Считал себя редким красавцем, достойнейшим из всех мужчин. Жену за человека не считал. Уборщица, кухарка и нянька ребёнку. Всё.
Маша сначала очень любила Семёна. Была в начале их брака такая вся живая, энергичная, весёлая. Но постепенно огонёк в её глазах потух. Она даже сутулиться начала. И из гордой красавицы постепенно (не сразу) превратилась в неприметную тихоню.
Семёна, впрочем, это вполне устраивало. Лишь бы трудилась не покладая рук, обслуживая его, и слушалась беспрекословно.
После неудавшегося развода Семён немного притих. Несколько месяцев в семье у них всё было более менее спокойно. А потом всё началось сначала. Скандалы, упрёки, крики, женские слёзы.
Но в этот раз сил у Маши уже не было совсем. Она не справлялась со своими эмоциями. Начала срываться, кричать на сына. У мальчика возраст как раз трудный настал, подросток, наоборот надо с ним терпеливее быть. Да только как? С такими расшатанными нервами.
– Ты что-нибудь пьёшь? – спросила её Алла.
– Пью.
– Что?
– Пустырник.
– Нет, он не поможет. Надо что-то более серьёзное принимать тебе. Сходи к врачу.
– Не пойду. Не буду ничего такого принимать. Я же машину вожу! Забыла? – возразила Маша.
– Ой, да. Точно… Забыла. Но, Маш, так ведь нельзя!
– А что мне остаётся?
Теперь Алла постоянно чувствовала свою вину. Ведь она так уговаривала Машу не разводиться! Теперь её постоянно мучили мысли о том, что докатилась она уже до мерзкой зависти к близкой подруге. И однажды Алла не выдержала, начала разговор о разводе.
– Маш, послушай меня, пожалуйста. Я была не права, признаю. Тебе надо было разводиться! Чем так мучиться, уж лучше одной. Я в разводе, но и то счастливее тебя!
– Я не смогу, – Маша закрыла лицо руками.
– Но ведь очень многие разводятся! И как-то же живут? Справляются? Чем ты хуже них?
– Да, я хуже, наверное. Так жизнь складывается.
– Жизнь складывается… А ты её иначе сложи! Как тебе надо.
– Где я с сыном жить буду?
– Купишь квартиру в ипотеку. Как и планировала сначала.
– И до старости выплачивать?
– Ну, почему сразу – до старости?
– А ты посчитай! Арифметика простая.
Алла замолчала. Она смотрела на подругу и не могла подобрать нужные слова.
– Маш, ну откуда ты знаешь, как всё будет? Может всё не так будет, а иначе?
– Как?
– Ну… Я не знаю… Как-нибудь по-другому… В общем, разводись. И точка!
Алла права, думала Маша. Да она и сама знает, что дальше так жить нельзя. Но что делать?!
Ещё несколько месяцев тянулась грустная и тяжёлая семейная история Маши. В какой-то момент посыпалось здоровье. То одно, то другое… Уже не было столько сил, как раньше, чтобы справляться самой со всеми делами. Угождать во всём барину мужу.
Скандалы ужесточились. Но самое неприятное было в том, что Семёну было абсолютно безразлично здоровье и самочувствие жены. Её недомогания только злили его. Каждый раз он упрекал её в том, что она притворяется, ещё жёстче требовал идеальной чистоты и свежеприготовленных обедов-ужинов.
Когда Маша просила сына помочь ей по дому, сходить в магазин, то Семён сразу же закатывал скандал. Не трогай ребёнка, ему учиться надо! И вообще, нечего тряпку из мальчишки делать, вырастет бесхребетным подкаблучником.
Собравшись с духом, из последних своих сил, Маша снова подала на развод. Будь что будет. Они с Семёном развелись.
Пока решался вопрос с разделом имущества, жили вместе. Можно было бы уйти к родителям, но мама с папой жили на другом конце города. Сыну было бы очень далеко из школы домой добираться. Да и квартирка у них махонькая, всем не разместиться толком.
Всё это время Семён вёл себя так, чтобы причинить Маше как можно больше неудобств. Был агрессивным, угрожал. С сыном общаться перестал вообще.
Родители Маши никогда не вмешивались в её семейную жизнь. Но после развода очень поддержали дочь. Когда Маша пожаловалась, что она боится Семёна, отец тут же пришёл к ним и строго отчитал бывшего зятя. Сказал, чтобы тот не смел распускать свой язык, и тем более руки. Найдётся на него управа, пусть даже не сомневается.
Потом родители пообещали дочери, что отдадут ей деньги, которые копили на обучение внуку. Там уже набралась довольно приличная сумма. Маша добавила её к своим деньгам и купила квартиру. Ежемесячный платёж уже не казался ей таким устрашающим.
Как по волшебству, через 2 месяца после развода ей предложили повышение на работе. Причём довольно существенное. Жизнь налаживалась.
Это удивительно, но разъехавшись с бывшим мужем, Маша уже через полтора месяца встретила своего будущего мужа, Виктора. Познакомились на работе.
Виктор был большим начальником в городе. Его все знали. А ещё, он был одиноким. Маша ему очень понравилась. Начали встречаться, потом вместе жить. Правда расписались только через 4 года.
Но жизнь Маши изменилась так, что теперь, вспоминая себя прежнюю, она думала… Это была не она! Это была совсем другая женщина. Будучи замужем, одинокая и несчастная.
Денежные проблемы исчезли моментально. Сумма за квартиру, которую она собиралась выплачивать до старости, была погашена буквально через несколько месяцев.
С Виктором Маша наконец-то стала счастливой. Снова, как в юности, горели её глаза. Распрямилась спина. Исчезли все болезни. Захотелось жить. Их дом наполнился весёлым женским смехом.
—————————
Подруга Алла не успела начать завидовать Маше. Потому что сама встретила мужчину и вышла замуж через год, даже раньше своей подруги.
А познакомилась она с будущим мужем на дне рождения Маши, который праздновали в ресторане. Где собрались только родственники и самые близкие друзья. Мужчина был лучшим другом Виктора. И он был свободен, недавно развёлся.
«А я, глупая, уговаривала тебя не разводиться! Прости меня!» – сказала как-то Алла Маше. Они обнялись. «Ты здесь ни при чём, – ответила Маша, – просто так и должно было быть. Это судьба».