«Не исследующим жизнь не стоит жить», — утверждал Сократ.
Эх, жила бы я в древних Афинах — обязательно бы задружилась с этим крутым чуваком.
Мы все истины какие-то для жизни ищем, а они вон еще две с половиной тыщи лет назад были известны.
Сократ — единственный из философов к трудам кого меня тянуло еще со школы. В десятом классе я отправилась в библиотеку, чтобы почитать что-нибудь из него. И тогда же узнала, что собственно его-то ничего и нет. Вот как у него это вышло? Ни строчки за свою жизнь не написал, а до сих пор его читают и цитируют. Талантище!
Книжецу я все же нашла. Благо ученики были более амбициозны, чем учитель. И поняла из нее ровным счетом ничего.
Но истину: «Я знаю, что ничего не знаю», — усвоила плотно. И тогда же поняла, что не знать — нормально. Ненормально в этом не признаваться, в первую очередь самому себе.
Как часто мы строим из себя всезнающих. Словно ученики в школе, урок не выучили, но вида не показываем. Только рыщем глазами в поисках учебника с подсказкой. А ведь мы уже не в школе. Не поставят двойку, если скажу, что не знаю, не умею, не понял, не разобрался.
Может быть, не хочу разбираться и знать.
Может, меня этот вопрос вообще не волнует.
А может, разберусь, если нужно будет.
А может, и не разберусь и обращусь за помощью.
Вариантов перспектив множество. Но выбираем сделать вид и побыстрее ретироваться, чтобы никто не заметил подмену.
А еще бывает другое знание. Вот идет мужчина, шатается. Мы сразу хлоп свое знание на стол: «Алкаш!» А откуда оно у нас такое стопроцентное? Может, и пьян, но от горя или же от счастья. А может, болен.
А может… сколько может быть этих «может»? Мы же цепляемся за один-единственный вариант и вешаем на него ярлык — «Истина!»
И тогда не исследуем. Не проясняем. Не спрашиваем.
А как тебе? Я заметил, что ты плачешь. От чего?
Ты нахмурился. Что с тобой?
Не вывод, а вопрос.
В знании нет места для вопросов.
Мой наставник рассказывает историю про мудрого детектива, который учил своих учеников:
«Если у вас меньше пяти версий того, что произошло, то вы пропали. Будете не расследовать, а шить дело».
Проведите эксперимент. Если сделали о мире или другом человеке какой-то вывод, допишите еще четыре варианта.
У вас хотя бы появится выбор истин. А не как в позднесоветских магазинах — все полки заставлены одним видом консерв.
Не консервируйте мир в свои убеждения. Дайте ему возможность быть живым и разным.