В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ) успешно завершились промежуточные испытания самолета "Ладога", который разрабатывается Уральским заводом гражданской авиации.
Специалисты ЦАГИ провели комплекс исследований в аэродинамической трубе малых скоростей, одной из наиболее эффективных установок института. В ходе исследований были изучены аэродинамические характеристики модели самолета "Ладога" и их зависимость от обтекателей шасси, вертикального и горизонтального оперения, а также рулей управления.
Особое внимание было уделено изучению эффекта обдува крыла струей от воздушных винтов имитаторов силовых установок. Полученные данные подтвердили предварительные расчеты аэродинамических характеристик самолета.
Также было изучено поведение модели самолета в ситуации отказа одного из двигателей. Это важное испытание для самолетов с двумя двигателями с точки зрения безопасности полетов. Ученые ЦАГИ имитировали ситуацию отказа двигателя в аэродинамической трубе, устанавливая лопасти винта во флюгерное положение.
Эти данные позволят оценить устойчивость и управляемость самолета в случае отказа двигателя и возможность его балансировки. В рамках программы испытаний было также проведено исследование физической картины обтекания поверхностей модели самолета с использованием методов визуализации.
Полученные экспериментальные результаты соответствуют предварительным расчетам аэродинамической компоновки самолета. Были подтверждены ожидаемые значения коэффициента подъемной силы, аэродинамического качества и эффективности рулей управления самолетом.
На следующем этапе модель самолета "Ладога" будет испытана в других аэродинамических трубах института, включая вертикальную трубу в режиме штопора. Эти испытания позволят более полно исследовать поведение самолета в экстремальных условиях и оценить его стабильность и управляемость.
Исследователи ЦАГИ также проведут испытания ТВРС-44 на аварийное приводное отключение. Это важный аспект безопасности полетов, поскольку такие испытания позволяют оценить реакцию самолета на аварийные ситуации и эффективность систем аварийного привода. В целом, проведенные исследования в ЦАГИ позволят получить более полное представление об аэродинамических характеристиках самолета "Ладога".
Кроме этого, ЦАГИ ещё и активно занимается исследованиями перспективных аэродинамических компоновок магистральных самолетов в рамках НИР "Интеграл-МС", поскольку курс взятый в российской авиаотрасли на глобальное импортозамещение касается не только производства запчастей и самолётов, но и концептуальной разработки авиалайнеров будущего.
Основой целью этих исследований является разработка новой интегральной компоновки и повышение топливной эффективности гражданских воздушных судов. Однако, помимо экономии топлива, ученые ЦАГИ также стремятся увеличить полезные внутренние объемы лайнеров. Для достижения этих целей специалисты ЦАГИ разработали концепции дальнемагистрального самолета, основанные на новой компоновке.
Они ищут оптимальные решения в области аэродинамического и конструкторско-технологического проектирования. На первом этапе исследований была спроектирована полумодель исследуемой компоновки, а затем она была изготовлена с использованием аддитивной технологии в научно-техническом центре ЦАГИ.
Аддитивная технология позволила значительно сократить расходы на изготовление модели и ускорить процесс производства объекта с сложной геометрией крыла. Высоконагруженные элементы, такие как сердечник фюзеляжа и кессон консоли крыла, были "выращены" из металлического порошка, а аэродинамический обвес, включающий фюзеляж, переднюю и заднюю кромки крыла, был напечатан из пластика.
В дальнейшем планируется использование этой технологии для создания элементов взлетно-посадочной механизации крыла. Использование полумодели позволило провести испытания при значениях числа Рейнольдса, характерных для более крупных моделей.
В ходе аэродинамических исследований была разработана методика испытаний полумодели, которая позволила получить суммарные аэродинамические характеристики компоновки в крейсерской конфигурации крыла. Также было изучено влияние мотогондолы и основной опоры шасси на аэродинамику. Угол атаки модели достигал до 36 градусов, что позволило провести анализ поведения самолета в различных условиях.
Эти исследования ЦАГИ имеют большое значение для развития авиационной отрасли и глобального импортозамещения. Новая интегральная компоновка и повышенная топливная эффективность самолетов будущего помогут снизить зависимость от импорта и развивать отечественное производство авиационной техники.